Эксперты назвали альтернативные сценарии развития кризиса в российском IT

02 May 2020

Согласно расчетам национальной ассоциации разработчиков НП «РУССОФТ», выручка российских софтверных компаний во втором квартале 2020 года упадет на 14%-46%. Притом, что многие компании отрасли, по словам их руководителей, «завалены заказами до 2022 года», над IT-сегментом нависла угроза: кризис неплатежей.

По словам президента «РУССОФТ» Валентина Макарова, перестают платить пострадавшие от кризиса заказчики, в том числе, за постоянные и базовые, как электричество, IT-услуги. Новые риски, судя по всему, признало серьезными и Минкомсвязи: 28 апреля оно направило в правительство РФ совместно с бизнесом разработанные предложения по мерам господдержки отрасли. Эксперты «РУССОФТ» прогнозируют массовый отъезд квалифицированных IT-специалистов за рубеж и нарастание проблем в индустрии, но есть и альтернативный сценарий.

Кому война, кому «манна небесная»

Российская сфера IT может лишиться порядка 20 тысяч специалистов — они уедут за границу, если экономический кризис не позволит им нормально работать в России. Экспресс-опрос фирм софтверной отрасли РФ, проведенный НП «Руссофт», показал высокую степень вероятности как первого, так и второго. По словам президента «Руссофт» Валентина Макарова, основная причина ожидаемого падения выручки отрасли — неплатежи заказчиков IT-компаний. Во многих случаях компании не платят за IT-услуги, ставшие неотъемлемым элементом их инфраструктуры: к этим услугам бизнес стал относиться как к обычной «коммуналке» и сейчас перестал платить за них, как не платит за электроэнергию, тепло и воду.

«Российская сфера IT может лишиться порядка 20 тысяч специалистов — они могут уехать за границу»

С другой стороны, звучат прямо противоположные оценки влияния кризиса на IT-бизнес: на недавно проведенном РБК Петербург Digital Forum генеральный директор компании «Рексофт» Александр Егоров назвал ситуацию «манной небесной»: «Последний раз такой кайф у нас был в 1998 году, когда произошел дефолт и курс скакнул. Мы завалены заказами до 2022 года, а затраты на персонал, наконец, стабилизируются». О росте заказов и получаемых доходов говорят представители игровой индустрии, операторы стриминговых сервисов и ряда других сегментов IT-отрасли. Разброс оценок связан с неоднородностью индустрии: иностранные покупатели IT-продуктов — европейские, азиатские, американские — несмотря на серьезные экономические проблемы и в их странах, более или менее исправно платят по заключенным контрактам и даже заключают новые, как свидетельствуют опрошенные РБК Петербург IT-компании. То же касается физических лиц-пользователей сервисов, поставляемых на международный рынок. Так что работающие на экспорт чувствуют себя относительно благополучно.

Проблема зарплат

Хотя IT-отрасль тоже страдает от кризиса, ее тем не менее не включили в перечень наиболее пострадавших от коронавируса, и поэтому ряд инструментов господдержки на нее не распространяются. «Некоторые крупные компании отрасли включены в список системообразующих, но реальная помощь им еще не оказывается», — говорит Валентин Макаров.

«Последний раз такой кайф у нас был в 1998 году. Мы завалены заказами до 2022 года»

Даже меры поддержки МСБ, распространяющиеся частично на софтверные фирмы, предприниматели считают неадекватными. «Для нас реальной поддержкой является только снижение взносов в социальные фонды с 30% до 15%. Остальные меры либо на нас не распространяются, либо ничего нам не дают. В том числе, субсидии на зарплаты сотрудникам в размере 12 130 рублей», — говорит Даниил Корнеев, гендиректор ООО «ДОК» — продуктовой IT-компании в сфере электросвязи.

Зарплаты в IT большие, на них уходит до 80% (иногда и больше) всех расходов компаний, а предложенная президентом Путиным субсидия на каждого работника в размере 12130 рублей покрывает от 20% до 3% реальной зарплаты. В такой ситуации предлагаемая государством помощь не стоит усилий, которые с 1 мая придется затратить на ее получение, говорят игроки отрасли. Кредит под нулевой процент на выплату зарплат IT-компаниям не дают (поскольку отрасль не относится к наиболее пострадавшим), к тому же, это только откладывает финансовые проблемы на будущее.

Разрешите меньше платить персоналу

Чтобы избежать радикального ухудшения состояния отрасли (какое-то ухудшение в любом случае будет), Минкомсвязи совместно с отраслевыми ассоциациями («Руссофт», «Отечественный софт», АПКИТ) и рядом известных компаний подготовило и направило 28 апреля в правительство предложения по мерам господдержки отрасли. «Главное предложение — приравнять IT-отрасль к наиболее пострадавшим, поскольку отсутствие серьезной поддержки чревато серьезнейшими последствиями для страны», — утверждает Валентин Макаров.

«Эффективным может быть только прямое денежное вливание, безвозмездное субсидирование, как это происходит в США»

Основными, запрашиваемыми у правительства, мерами президент «Руссофта» называет заморозку или отмену взимания с IT-компаний до конца года основных налогов — НДС, НДФЛ, страховых взносов. Также в перечне запрашиваемых мер — сохранение запланированного объема госзаказов на IT-продукты в 2020 и 2021 годах, плюс возможность получения IT-компаниями льготных кредитов под гарантии государственных институтов развития. Для сохранения рабочих мест в компаниях правительство (точнее, у Минтруда) просят предоставить IT-компаниям право на время кризиса снижать сотрудникам зарплаты на 20% (сейчас Трудовой кодекс РФ это запрещает).

Стандартное лекарство от кризисов

Валентин Макаров считает, что массовый отъезд российских софтверных специалистов за границу замедлит цифровизацию России, быстро увеличив ее отставание от цифровых лидеров — Китая и США. Однако за рубеж уедут только отдельные высококвалифицированные специалисты, спрос на которых велик во всем мире — обычные айтишники вместе со своими малыми компаниями по большей части уйдут в тень, возражает профессор кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами Санкт-Петербургского государственного экономического университета Елена Ткаченко. «Некоторые будут крутить деньги через зарубежные компании. Специфика бизнеса в интернете позволяет это делать», — говорит эксперт. Серые схемы немного смягчат негативные последствия для IT-отрасли, это стандартное лекарство для российского предпринимательства, применяемое при каждом кризисе, полагает она.

Уходу IT-компаний в тень мешают два обстоятельства, отмечает Валентин Макаров. Во-первых, формат УСН (упрощенной системы налогообложения), которым пользуются многие компании малого и среднего бизнеса, настолько удобен, что отказ от него во многих случаях не окупается преимуществами от ухода в тень. Эти преимущества, к тому же, имеют нагрузку в виде рисков. Во-вторых, для компаний, работающих на экспорт, уход в тень чреват потерей иностранных заказов — иностранцы из развитых стран очень трепетно относятся к соблюдению законов своими партнерами. «Финансовый контроль на Западе очень строгий, и, если контролирующие госорганы обнаружат, что компания работает с «нечистым», «непрозрачным» контрагентом, они с большой вероятностью наложат серьезные санкции. Поэтому иностранные заказчики требуют от нас соблюдать российские законы, работать в белую», — говорит президент «Руссофт».

«Для компаний, работающих на экспорт, уход в тень чреват потерей иностранных заказов»

В то же время Валентин Макаров согласен, что если экономика компаний «развалится» и они не смогут нормально работать, то бизнес начнет искать выходы. Специфика IT-бизнеса позволяет работать в формате фрилансеров. «Люди уйдут из компаний, будут сидеть по квартирам и начнут через интернет работать по разовым заказам на международных платформах, не платя никаких налогов», — поясняет он. По его словам, существуют даже способы групповой работы на таких платформах, при этом группа фактически становится виртуальной компанией. Не так сложен еще один вариант: устроится фактически на постоянную работу в иностранной компании через интернет — в качестве «удаленного» сотрудника, который получает зарплату на свой счет в иностранном банке за границей. В случае малой фирмы, все ее сотрудники могут перейти на такой режим обслуживания своего постоянного клиента.

По словам Валентина Макарова, подобных вариантов адаптации к трудностям существует довольно много. «Но для компаний, которые хотят заниматься серьезным бизнесом, все эти варианты не годятся. Это лишь способ выжить, не умереть с голода, но не более того», — подчеркивает он.

Людей подберут

Наконец, есть еще один сценарий: влияние кризиса на отрасль окажется совсем не равномерным, и уход с рынка одних компаний будет сопровождаться укреплением позиций других, которым больше «повезло» с отраслевым профилем клиентов. В пользу этой второй группы распределятся и заказы, и человеческие ресурсы, считает Александр Егоров из «Рексофт».

«Потребность в ИТ-специалистах в стране сейчас настолько высока, что все «освободившиеся» будут обеспечены работой здесь. Их тут же пригласят более успешные конкуренты, — полагает он. — Например, «Рексофт» продолжал набор персонала и в марте, и в апреле. Либо же специалистов с удовольствием примут заказчики, имеющие сильные ИТ-подразделения».

Комментируя проблему неплатежей, Егоров отмечает: «Бесспорно, снижение выручки и задержки по платежам от некоторых заказчиков есть, например, из сфер транспорта, логистики, туризма. Но остальные отрасли продолжают инвестировать в ИТ, может быть, в меньших размерах, чем раньше, но работа идет». Возникновение серьезных экономических проблем у IT-компании вероятно, если ее портфель заказов не был своевременно диверсифицирован, добавляет он. «Если у кого-то из коллег происходит драматическое падение оборота, то вопрос, скорее, к несбалансированности портфеля заказов, либо недостаточной маржинальности проектов еще до кризиса, а кризис эти проблемы проявил, — говорит Александр Егоров. — Независимо от размера ИТ-компаний, у профессиональных команд работа продолжается, зачастую даже на новом качественном уровне».

Кроме того, по его мнению, предложенные профильными ассоциациями и Минкомсвязи «вполне сбалансированные меры поддержки», в случае их принятия и внедрения, «могут оказать качественную помощь отрасли».

Source
Related news
President of the Russian Software Industry Association: «Optimistic about Chengdu's rich software application scenarios, and hope that the BRICS countries will jointly build a network»
The 21st China International Software Cooperation Conference was held in Chengdu, and the project was signed for nearly 7 billion yuan
How to promote the high-quality development of Chengdu's software industry?