ИТМО и "Газпром нефть" откроют магистратуру по направлению беспилотников

26 June 2020

Уни­вер­си­тет ИТ­МО и “Газ­пром нефть” под­го­товят спе­циа­лис­тов по бес­пи­лот­но­му тран­спор­ту для неф­те­газо­вой от­расли. В этом го­ду на ма­гис­тер­скую прог­рамму на бюд­жет и по кон­трак­ту при­мут 30 сту­ден­тов.

Магистранты будут изучать программирование, принципы организации киберфизических систем, управление и архитектуру беспилотных аппаратов, а также их информационную и промышленную безопасность в эксплуатации. Выпускники смогут заниматься функциональным и имитационным моделированием беспилотников, управлять аппаратами, программировать компоненты транспортных систем и внедрять их в эксплуатацию.

“Программа – единственная в стране, и она прямо ориентируется на потребности рынка труда. Преподаваемые дисциплины направлены на развитие у студентов компетенций, связанных с современными задачами R&D в области беспилотных транспортных средств, – рассказал декан факультета безопасности информационных технологий Университета ИТМО Данил Заколдаев. – В перспективе наша магистратура может стать драйвером создания образовательной и научной школы в области функциональной безопасности киберфизических систем”.

Чтобы распределить студентов по проектам и задачам, над которыми они будут работать совместно с сотрудниками “Газпром нефти”, сейчас разрабатывают тестовые задания. Дирекция по цифровой трансформации предприятия предложит студентам производственную практику и стажировку.

По словам представителя пресс-службы направления беспилотных автомобилей “Яндекса”, сфера беспилотного транспорта быстро развивается и спрос на талантливых инженеров и программистов высокий. “Это относительно молодая профессиональная область, и в мире мало людей, которые успели приобрести в ней практический опыт. Пока специализированные знания в сфере беспилотного транспорта не являются обязательным условием трудоустройства. Для разработчика важнее иметь хорошую математическую подготовку, уметь работать со сложными алгоритмами, иметь компетенции в таких областях, как машинное обучение и компьютерное зрение, а также быстро учиться новому”, – поясняет представитель корпорации. Однако, по его мнению, наличие у специалистов понимания сферы беспилотного транспорта будет дополнительным плюсом при трудоустройстве.

В Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ) беспилотный транспорт изучают в формате курсов или отдельных направлений в Школе цифровой экономики и отчасти в Школе естественных наук при вузе. На кафедре “Автоматизация и управление” Инженерной школы ДВФУ также занимаются различными беспилотными системами. “Мы тоже рассматриваем запуск отдельной образовательной программы по беспилотному транспорту, но пока есть серьезные опасения, наберется ли именно на эту программу необходимое количество студентов. Ведь все, кто сегодня занимается беспилотниками, в том числе в самой большой отечественной компании, где разрабатывают крупнейший в России флот беспилотных транспортных средств, не заканчивали специальных направлений”, – сказал директор Школы цифровой экономики Дальневосточного федерального университета Илья Мирин. Необходимость отдельного направления в магистратуре – под вопросом. Представитель ДВФУ уверен: если у ИТМО и “Газпром нефти” все получится, для рынка образования это станет сигналом, что отдельная образовательная программа по беспилотному транспорту может быть востребована.

“Ежегодно специалистов по беспилотникам, по моей оценке, нужно порядка нескольких десятков. Может быть, 60-80 человек в год. Другое дело, что сейчас эти потребности закрываются за счет специалистов из более широких областей. Сюда приходят люди, которые занимались станками ЧПУ, космическими аппаратами, беспилотными кораблями, созданием и разработкой автомобилей, учитывая, что современный автомобиль – это робот, люди, которые просто имеют базовую подготовку в области робототехники и искусственного интеллекта. Толковых специалистов компании нанимают и дают им дополнительные знания уже на месте”, – описывает ситуацию Илья Мирин.

Для беспилотников необходимы три фундаментальных компонента: компьютерное зрение, искусственный интеллект и их прикладные производные, чтобы изучать пространство и отстраивать цифровую реальность с помощью камер, датчиков и ИИ. Эти направления изучают в ДВФУ, МТУСИ, МГУ и других вузах.

В МГУ сфокусированы на фундаментальных основах, которые позволяют создавать беспилотные системы. “Московский университет уделяет пристальное внимание теме управления киберфизическими объектами, системами или их конгломерациями. Однако мы как университет изучаем и преподаем своим студентам ее в более широком, фундаментальном масштабе”, – сказал декан факультета ВМК МГУ им. М.В. Ломоносова Игорь Соколов. Доктор физико-математических наук, замдекана ВМК МГУ по научной работе Василий Фомичев убежден, что направление беспилотников будет актуальным в течение минимум 10-20 лет. “Сейчас несколько кафедр факультета ВМК занимаются общими проблемами теории управления и разрабатывают алгоритмы управления теми или иными техническими средствами, при этом не делается акцент на какое-либо конкретное устройство. Разрабатываются общие алгоритмы с фундаментальной математической точки зрения. Конечно же, рассматриваются как классические алгоритмы, так и современные нейросетевые и другие алгоритмы, но мы не так активно участвуем в разработке конкретных изделий. Хотя, безусловно, какие-то модели и прототипы есть”, – рассказывает Василий Фомичев.

Тема беспилотников в нефтегазовой сфере в России появилась несколько лет назад. В 2014 г. “Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз” начал использовать их для контроля технического состояния нефтепроводов. Применение беспилотника гораздо экономичнее традиционного облета трассы на вертолете. Как объясняет доцент кафедры информатики РЭУ им. Г.В. Плеханова Александр Тимофеев, аппарат позволяет увеличить количество вылетов в три раза и повысить качество наблюдения. “Управление осуществляется с наземной станции, для этого нужны специалисты, которых практически нет. Проект, задуманный университетом ИТМО и “Газпромнефтью”, решит эту проблему. В дальнейшем уникальную систему подготовки специалистов пока для нефтяного сектора экономики можно будет расширить и для мегаполисов. Это может стать основой новой системы организации умных дорог и умного движения транспортных средств”, – говорит специалист РЭУ.

Рынок гражданского применения беспилотных гражданских воздушных судов в мире оценивается в $6-7 млрд. В общемировой стоимости рынка БВС Россия занимает долю в 2% – 9-10 млрд руб., основную часть парка беспилотников составляют иностранные аппараты. “Но перспективы впечатляют. Уже к 2025 г. отечественный рынок может составить около 2,5 млн устройств. В настоящее время их около 200 тыс. штук”, – приводит цифры Александр Тимофеев. По его словам, профстандарт от 4 августа 2018 г. “специалист по эксплуатации беспилотных авиационных систем” убрал с рынка образовательных услуг большую часть курсов подготовки всевозможных операторов дронов.

Самарский университет им. Королева проводит курсы по управлению беспилотниками в рамках дополнительного профессионального образования. Обучение по направлению “оператор дрона” прошли сотрудники департамента охоты и рыболовства, жилищной инспекции Самарской области. По данным Ассоциации эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем “Аэронет”, к 2035 г. рынок образовательных услуг по направлению БПЛА составит 35 млрд руб. “Перспективы у направления в рамках страны огромны, – соглашается руководитель центра беспилотных систем Самарского университета Давид Овакимян. – Однако все курсы, которые формируются сейчас, специализируются на конкретных типах беспилотных аппаратов. Мы, к примеру, специализируемся на квадрокоптерах весом до 30 кг”. Пока образовательных государственных федеральных стандартов для высшего образования в этом направлении нет. Существует ФГОС по специальности “Эксплуатация беспилотных авиационных систем”. Он действует только для среднего профессионального образования. “Магистерская программа ИТМО и “Газпрома” – скорее целевая по характеру. В Самарском университете в дополнение к программе ДПО может быть открыта и программа высшего образования, если на нее поступит запрос от крупных работодателей”, – сказал Давид Овакимян.

Source
Related news
Game software working group to be established in Russia — expert
Sberbank has no critical dependencies on Western suppliers — CEO
Number of Russia’s IT industry employees rises by 12% in 2022