К инфраструктуре отнеслись критически

18 June 2020

Банковское сообщество просит на четыре года перенести перевод на отечественное программное обеспечение и оборудование критической информационной инфраструктуры. По подсчетам банкиров, это обойдется кредитным организациям более чем в 700 млрд руб., и часть этих затрат ляжет на клиентов в виде подорожания услуг и продуктов. При этом ряд иностранных программ и оборудования в обозримом будущем заменить отечественными просто невозможно, указывают эксперты.

Ассоциация банков России (АБР) 15 июня направила письмо главе правительства Михаилу Мишустину с просьбой отложить на четыре года перевод на отечественное ПО критической информационной инфраструктуры (КИИ). В нынешних редакциях проекты указа президента и постановления правительства, разработанные Минкомсвязью, как утверждают представители банковского сообщества, не учитывают «риски масштабных перебоев функционирования объектов КИИ», поскольку требования, указанные в них, «в отдельных случаях практически невыполнимы». Ранее Национальный совет финансового рынка (НСФР) дал отрицательное заключение на эти проекты, а Ассоциация участников рынка электронных денег и денежных переводов (АЭД) просила Минкомсвязь перенести срок вступления требований в силу хотя бы на два года.

В приватных беседах банкиры утверждают, что многие программы, не говоря уже об оборудовании, заменить просто нельзя: «Не будет никакого ни мобильного, ни интернет-банкинга».

По оценке АБР, для замещения всего ПО и IT-оборудования банкам разово придется потратить более 700 млрд руб., а с учетом сроков эта сумма может еще больше возрасти. И даже при этом, как говорится в письме, «средние сроки замещения с учетом непрерывности деятельности и постоянной транзакционной нагрузки кредитных организаций составят не менее трех лет». «Даже если обсуждаемые документы будут изданы немедленно, в оставшееся до конца года время, учитывая объективную длительность процессов поиска, анализа, тестирования, закупки, внедрения замещающих решений, заместить сколько-нибудь серьезную систему (а критичные системы почти всегда серьезные) практически невозможно»,— отмечают в ВТБ. По словам зампредседателя правления Совкомбанка Алексея Панферова, большинство систем, используемых в банке, сложились исторически за счет выбора наиболее оптимального ПО и его интеграции в текущие бизнес-процессы, на что была потрачена существенная доля прибыли.

«Процесс модернизации растянется на многие годы и потребует крупных вложений»,— уверен он.

Но главная проблема, по мнению экспертов, заключается не в сжатых сроках, а в том, что некоторые программы фактически не имеют аналогов у российских разработчиков. Как поясняет вице-президент АБР Алексей Войлуков, формально аналогичное по классу и типу российское ПО только внешне похоже на зарубежные разработки. «В реальности специализированный функционал такого ПО может или отсутствовать вовсе, или быть на уровне двадцатилетней давности»,— говорит он

С IT-оборудованием все обстоит еще хуже. «Замещение иностранного IT-оборудования российским еще больше осложнено в связи с отсутствием у отечественных производителей современных технологий производства радиоэлектроники и его элементно-компонентной базы»,— говорится в письме АБР. ЦБ, которому Ассоциация направила копию письма, пообещал изучить обращение. Там указали, что «ПО платежной инфраструктуры Банка России создано российскими разработчиками», не упомянув об IT-оборудовании, на котором оно работает.

Тем не менее в ВТБ считают, что вопрос перехода на санкционно-независимые, и в том числе отечественные IT-решения актуален, и работают над этим.

Проблема в том, что ПО собственной разработки есть у многих крупных банков, но его нет в реестре разрешенного для использования. В результате вполне вероятно, что реализуются опасения банковского сообщества, что «в условиях снижения доходов бизнеса и населения финансирование замещения ПО и оборудования в конечном итоге будет перенесено на потребителей услуг, что может выразиться в увеличении стоимости некоторых банковских продуктов и услуг».

В правительстве “Ъ” сообщили, что не комментируют служебную переписку.

Source
Related news
Game software working group to be established in Russia — expert
Sberbank has no critical dependencies on Western suppliers — CEO
Number of Russia’s IT industry employees rises by 12% in 2022