Как идет импортозамещение в лесной промышленности

19 September 2024

Отток иностранных разработчиков программного обеспечения даёт свой негативный эффект не сразу. Предприятия лесопромышленной отрасли до последнего держатся за приобретённое ранее ПО, но есть одно но… Эти решения устаревают, не обновляются, а значит, скоро прекратится работа над ошибками текущих версий, их эффективность снизится, а вопросы уязвимости и безопасности выйдут на первый план.

Разговоры об импортозамещении идут не один год, и отечественные IT-предприятия работают над созданием новых продуктов. Насколько для них перспективна лесная отрасль и какие сдвиги в этом вопросе уже произошли, разбираемся вместе с экспертами.

 Обновлению подлежат

«На предприятиях ЛПК можно выделить три вида ПО разного назначения. Первый вид используется для управления предприятием и учёта: различные ERP и CRM-системы, бухгалтерия, финансы. Здесь безраздельно царствуют 1С и другие российские программные комплексы.

Возможно, в очень крупных холдингах есть внедрение SAP или других крупных поставщиков импортного ERP, но на большинстве предприятий их активно начали вытеснять отечественные решения ещё до введения санкций, потому что российские платформы лучше подходят к нашим реалиям и достаточно сильны», — считает генеральный директор ООО «ТП Лаб» и руководитель проекта сканера пиломатериалов KnotInspector Дмитрий Ивченко.

Ко второму типу г-н Ивченко относит программное обеспечение для управления технологическими процессами, чаще всего созданное европейскими и американскими производителями: управление промышленными контроллерами и автоматизированными линиями.

К такому ПО относят и сканеры пиломатериалов, которые используют преимущественно для сортировки.

Несмотря на то, что до сих пор большинство крупных предприятий ЛПК работают на оборудовании европейского производства (соответственно, и происхождение ПО — европейское), запросы на отечественные программы за последние два года увеличились, отмечает главный инженер ООО «Автоматика Вектор» Александр Коновалов.

«Мы уверенно движемся по пути импортозамещения программного обеспечения путём установки собственного ПО на импортное оборудование. Например, наша компания предлагает собственные разработки для предприятий ЛПК: сканеры брёвен и пиломатериалов, программные решения для автоматизации оборудования лесопильного производства на всех технологических участках.

Наши программные решения по сравнению с западными аналогами отличаются более дружественным интерфейсом и гибкостью, что позволяет наиболее полным образом удовлетворить требования предприятий к ПО и его интеграции в систему управления предприятием», — говорит он.

И третий вид программ, который выделяет г-н Ивченко, — это системы автоматизированного проектирования.

«Поскольку конечная продукция большинства предприятий ЛПК — это либо домостроение, либо мебель, в обоих случаях используется система автоматизированного проектирования. Здесь традиционно основную роль играют европейские и американские разработчики, а стандартом отрасли домостроения, например, остается венгерский программный комплекс Archicad.

Но на российском рынке присутствует и значительное количество локального программного обеспечения. Например, наша компания в период с 1999 по 2014 годы занимала определённую нишу в автоматизированном проектировании срубов», — говорит он и добавляет, что здесь процесс замещения идёт медленнее.

«На мой взгляд, это происходит потому, что моду здесь всегда задавали западноевропейские, в частности немецкие, САПР (системы автоматизированного проектирования) для домостроения и итальянские системы для мебельного производства. Однако есть ПО с открытым кодом и достаточно сильные российские разработки, которые адаптируются к деревообрабатывающей отрасли.

На данный момент российские программисты скорее сосредоточиваются на металлообработке, потому что там наблюдается более явная потребность рынка. Но полагаю, что сильные разработчики САПР пока просто не добрались до импортозамещения в деревообрабатывающей отрасли», — рассуждает Дмитрий Ивченко.

А замещать чем будете?

«Вместо слова „импортозамещение” мы предпочитаем говорить „решение, обеспечивающее технологический суверенитет”. И для нас это история прежде всего экономическая. Мы рассматриваем необходимость замены решений из недружественного блока стран через призму целесообразности: либо выгодно, либо… просто импортное решение уже нельзя купить на рынке.

В этом нет политики, мотиватором для принятия решения о замене является экономика», — сказала вице-президент по информационным технологиям Группы «Илим» Ирина Пирогова во время II Федерального форума по IT и цифровизации в лесопромышленном комплексе.

Сооснователь ООО «Гриндата» (GreenData) Владимир Кисляков отмечает, что рынок отечественного импортозамещающего программного обеспечения продолжает активное развитие. Разработчики быстро адаптируются и предлагают решения, соответствующие локальным трендам и потребностям клиентов.

Близость отечественных вендоров к конечным пользователям играет важную роль: они хорошо знакомы с типичными сценариями действия продуктов и могут дополнять функциональность в соответствии с запросами клиентов. В частности, в последнее время появился широкий спектр отечественных решений в области системного ПО, управления базами данных, бизнес-приложений, облачных сервисов и информационной безопасности.

Наибольшие сложности с импортозамещением испытывают крупные компании и компании с узкой спецификой. Эксперты отмечают, что ситуация отключения отрасли от основных международных IT-вендоров стабилизировалась. Затормозить её развитие не получилось, тем не менее начали возникать первые проблемы из-за ухода крупных отраслевых игроков мирового масштаба. Показателен случай, когда в марте 2022 года на Рубцовском лесодеревоперерабатывающем комбинате остановилось производство топливных гранул.

Причиной стало отключение зарубежным партнёром программного обеспечения. Тогда переговоры с поставщиком ПО не дали результата: новая версия программы стала недоступной российскому предприятию из-за санкций. Потерю прибыли смогли спасти российские специалисты из Санкт-Петербурга, которые изучили работу импортного оборудования и за короткий срок разработали для него ПО.

Если ещё год назад основная проблема заключалась в отсутствии российских решений по некоторым функциональным областям, то теперь производители постепенно выводят их на рынок, говорят представители IT-компаний.

«Российский рынок программных продуктов впечатляет своим многообразием. Практически во всех сегментах у компаний-заказчиков есть выбор из нескольких поставщиков-разработчиков. И это, как правило, не вновь возникшие, а зрелые, обкатанные многочисленными внедрениями продукты, спрос на которые растёт год за годом», — говорит главный редактор TAdviser Александр Левашов.

«Мы, безусловно, движемся в направлении импортозамещения как раз в тех двух областях, в которых прежде этот процесс был достаточно слабым: технологическое ПО и системы автоматизированного проектирования. Если раньше среди используемых MES-систем преобладали зарубежные, то уже сегодня российские разработчики, например компания „Автоматика-Вектор”, предлагают комплексные системы для управления и контроля производства.

Таких компаний в России достаточно много, среди них существует определённая конкуренция, а крупные холдинги разрабатывают собственные программные комплексы. При этом, поскольку ЛПК — это очень разнообразная отрасль, со множеством технологических процессов, на этом рынке сейчас есть место для большого количества российских разработчиков и новых решений. Они могут найти свою нишу и вытеснить некоторое зарубежное ПО», — считает г-н Ивченко.

Последние цифры подтверждают, что российские разработчики ПО стали больше зарабатывать внутри страны. По данным ассоциации «Руссофт», в 2023 году доля продаж на внутреннем рынке в структуре совокупного дохода российских разработчиков программного обеспечения (ПО) значительно увеличилась, достигнув 76,2%, по сравнению с 65,6% в 2022 году.

По мнению аналитиков, это свидетельствует о возросшем спросе в условиях импортозамещения. В 2024 году аналитики предрекают сохранение тенденции увеличения продаж на российском рынке, хотя и с трендом к снижению темпов их роста до 27–30%.

«Сила российских разработчиков программного обеспечения в том, что им проще адаптироваться к нашим традициям. Сейчас мы имеем возможность не заставлять предприятие быть немецким, а оставаться русским производителем со специфическими технологическими процессами и стандартами на готовую или промежуточную продукцию.

Безусловно, есть общие ГОСТы, но на практике для высокомаржинальных изделий эти стандарты существенно расширяются конкретными производителями и поставщиками. Когда мы берём западное ПО, которое обеспечивает контроль качества и управление технологическими процессами, то в большинстве случаев предприятие должно подстраивать под него свои технологические процессы.

Если же мы возьмём российскую разработку, то само программное обеспечение будет адаптировано к локальным процессам предприятия. В этом заключается очевидное преимущество отечественных разработчиков», — поясняет г-н Ивченко.

В пример он приводит решение своей компании — систему машинного зрения для деревообработки, которая помогает в раскрое пиломатериалов и их сортировке.

«Сейчас есть возможности с помощью программ реализовать те задачи, которые западные разработчики уже много лет старались решить при помощи сложной аппаратуры. Там, где западные производители ПО использовали лазерную подсветку, дорогие оптические технологии и мощные камеры, мы нашли решение задач при помощи нейросетей и более простых камер, сделав тем самым сканер пиломатериалов значительно более доступным для средних предприятий.

Ведь для них зарубежный аналог обойдётся в 30-40 млн рублей. С учётом их объёмов продукции такая покупка становится экономически нецелесообразной.

Также важный аспект состоит в том, что мы, будучи российским разработчиком, предлагаем предприятиям интеграцию с существующим оборудованием, максимально стараясь адаптироваться к задачам уже существующего производства, а не предлагая перестраивать производство под наше оборудование», — говорит Дмитрий Ивченко.

В начале июня в Архангельской области заявили, что скоро появится полностью российская линия по переработке древесины: над её созданием работают специалисты местных предприятий. Губернатор региона Александр Цыбульский в рамках ПМЭФ-2024 сообщил, что необходимое ПО полностью готово. Презентовать решение глава Поморья обещает уже к середине 2025 года.

Разработанное для новой линии программное обеспечение фактически заменило весь импортный софт на лесоперерабатывающих предприятиях области. Прежде российский ЛПК, отметил г-н Цыбульский, имел серьёзную зависимость от иностранных технологий, которые из-за санкционных ограничений пришлось экстренно замещать. Пока о полной локализации речь не идёт, но уже удалось заменить отечественными аналогами некоторые узлы и агрегаты.

Цифровой интерес

Есть мнение, что маленький рынок российского ЛПК не позволяет в полной мере развивать российскую IT-индустрию в этой отрасли, особенно если сравнивать со сферой промышленности.

«Предприятия ЛПК, равно как и любой другой сферы, несомненно, представляют интерес для специалистов IТ-области. В настоящее время в лесной отрасли активно внедряется электронная система контроля за оборотом древесины ФГИС ЛК.

На предприятиях прослеживается устойчивая тенденция на сокращение доли ручного труда, снижение субъективного фактора, повышение производительности труда, а это возможно только при применении IТ-технологий в сфере управления производством, оценки качества продукции при помощи систем машинного зрения, создание современного оборудования, которое работает под управлением автоматизированных систем», — считает Александр Коновалов.

Генеральный директор ООО «НЛАРИ» Виталий Липский отмечает, что перспективные направления цифровизации в ЛПК есть.

«Общая цифровая лавина накроет лесопромышленный комплекс, при этом часть решений перекочует в ЛПК из других отраслей. Острыми направлениями будут оставаться лесное хозяйство и лесозаготовка. Цифровизация в этих отраслях будет идти вместе с роботизацией.

Отрасли имеют минимальную рентабельность или убыточны, но требуют существенно больше аппаратных средств (камер, систем связи, систем технического зрения) и программного обеспечения, чем та же переработка древесины. Тем не менее инвестиции должны снизить затраты в отрасли», — сказал он в рамках своего доклада в рамках Форума по IT и цифровизации в лесопромышленном комплексе.

О том, что российская лесохимическая отрасль ориентирована на цифровизацию и продолжает активно внедрять IT-решения для автоматизации бизнес-процессов, заявляет и директор по развитию бизнеса в нефтегазовой и химической промышленности ООО «К2 Тех» Игорь Зельдец.

«Уже сегодня в отрасли широко применяются технологии для работы с большими данными (Big data), искусственный интеллект, предиктивная аналитика и др. Мы видим, что растёт запрос со стороны заказчиков на внедрение MES — систем для управления производством. Как и другие отрасли, лесохимия столкнулась с уходом западных IT-компаний из России и находится в поиске решений для цифровизации из стека российского ПО.

Обеспечение технологической независимости для бесперебойной и безопасной работы предприятий — это общая задача бизнеса и интеграторов, которые помогают предприятиям выбирать подходящие IT-продукты и бесшовно переходить на новые решения без потери производительности», — подчёркивает он.

Для активных процессов импортозамещения IT в отрасли есть ряд причин, полагает коммерческий директор ООО «СЛ Софт» (SL Soft) Георгий Подбуцкий.

«Во-первых, глобальные вендоры сами препятствуют использованию своего ПО в России: лишают поддержки, отключают от облачных сервисов. Во-вторых, по мере роста качества и функциональной полноты российских решений пользоваться ими будет проще и удобнее, чем не поддерживаемыми западными.

В-третьих, по мере перехода органов власти и крупнейших корпораций на отечественный софт коммерческим компаниям придется „соответствовать” для дальнейшего взаимодействия с ними (сдача отчётности регуляторам, подключение к крупным площадкам и т. п.) и постепенно мигрировать на российское ПО.

И, в-четвёртых, развитие технологий: гиперавтоматизация предприятий и холдингов требует внедрения принципиально новых информационных систем с использованием ИИ, роботизации, цифровых двойников. Эти решения можно будет получить уже только от российских поставщиков или разработать самостоятельно какую-либо их часть, что возможно только для крупного бизнеса», — рассуждает он.

Но отмечает, что развитие IT в отрасли и стране в целом требует существенных капиталовложений, поэтому поддержка государства на первом этапе очень важна для производителей любого масштаба.

Тем временем представители лесного бизнеса считают, что российские разработчики программного обеспечения предлагают дорогие аналоги зарубежного софта. Вдобавок к тому, что стоит отечественный продукт на порядок дороже, его функционал порой оставляет желать лучшего. Тем не менее бизнесмены вынужденно присматриваются к новым предложениям, но не торопятся отключаться от западного софта.

«Лесопромышленный комплекс — достаточно консервативная отрасль. Предприниматели относятся к самому процессу импортозамещения весьма прагматично, выделяя наиболее критичные зоны и пока не трогая участки информационных систем с нормально функционирующими западными решениями. Поэтому процесс импортозамещения здесь затянется на более долгий срок при сохранении текущей ситуации», — резюмирует Дмитрий Ивченко.

bumprom.ru

Related news
President of the Russian Software Industry Association: «Optimistic about Chengdu's rich software application scenarios, and hope that the BRICS countries will jointly build a network»
The 21st China International Software Cooperation Conference was held in Chengdu, and the project was signed for nearly 7 billion yuan
How to promote the high-quality development of Chengdu's software industry?