«Росатом» ищет монополии на рынке софта

01 September 2020

«Росатом» хочет закрепить за своей дочерней структурой статус единственного поставщика систем суперкомпьютерного моделирования для госорганов и госкомпаний. Таким образом госкорпорация пытается коммерциализовать разработанный внутри и применяющийся на ее предприятиях софт «Логос».

«Росатом» предложил назначить дочерний Российский федеральный ядерный центр — Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики (РФЯЦ—ВНИИЭФ) единственным поставщиком систем суперкомпьютерного моделирования для ведомств и госкомпаний с 2020 по 2024 год. Об этом говорится в письме госкорпорации, датированным 31 июля и направленном директору департамента оборонной промышленности правительства Николаю Архипову, на которое ссылается “КоммерсантЪ” . Последний 11 августа предложил рассмотреть предложение «Росатома» профильным министерствам и «Роскосмосу».

Как следует из письма Минкомсвязи, которое также есть в распоряжении издания, министерство до 6 сентября соберет отзывы отраслевых ассоциаций в сфере IT о новой инициативе «Росатома».

На сайте организации указано, что «Логос», создание которого длилось десять лет, может применяться в авиастроении, судостроении, космической отрасли, автомобилестроении и энергетике. Но, по сути, это внутренняя разработка, которая сейчас используется на 24 предприятиях «Росатома».

Судя по данным «СПАРК-Интерфакс», внешние продажи программного пакета пока идут не очень успешно. По итогам 2018 года «дочка» «Росатома» продала лицензии на использование «Логоса» на 5,5 млн руб., в 2019 году — на 1,5 млн руб. В 2020 году информации о продаже лицензий на это ПО пока нет.

У «Росатома» большие планы по внедрению «Логоса». Из пакета документов, направленного в правительство, следует, что госкорпорация предлагает обязать внедрить этот пакет 51 акционерное общество с госучастием. Среди них «Аэрофлот», «Почта России», ОАО РЖД, оборонные предприятия и нефтяные компании. «Текущая доля использования зарубежных систем математического моделирования составляет 80–90%. Это приводит к значительным финансовым затратам предприятий на приобретение зарубежного ПО. Существует риск утечки критической информации»,— говорится в пояснительной записке. Там же указано, что зарубежные компании все жестче ограничивают продажу лицензий на ПО российским оборонно-промышленным предприятиям.

Суперкомпьютером считается любой компьютер, значительно превышающий по техническим возможностям большинство существующих. В глобальный топ-500 суперкомпьютеров входят два российских — «Кристофари» Сбербанка и «Ломоносов-2» производства «Т-Платформ», установленный в МГУ. По внутреннему рейтингу в России и СНГ работают не менее 50 суперкомпьютеров, в основном они установлены в научных учреждениях.

Опрошенные “Ъ” участники рынка и представители ассоциаций недовольны предложением. Один из них, знакомый с пакетом документов, направленным госкорпорацией в правительство, возмущается, что она уже подготовила проекты постановлений и директивы премьера Михаила Мишустина о внедрении «Логоса». Собеседники “Ъ” также предупреждают, что насильственное внедрение софта будет болезненным: сейчас заказчики используют зарубежные САПР, вынужденный переход на «Логос» заставит их полностью менять цикл работы, что потребует серьезных затрат.

В письме «Росатома» утверждается, что «Логос» — единственное российское ПО, способное конкурировать с зарубежными аналогами, «а в ряде случаев и превосходить» их. Президент «Руссофта» Валентин Макаров указывает, что российские аналоги, способные вырасти в значимые конкуренты для «Логоса», есть в коммерческом секторе. «Запрет на их использование в госсекторе приведет к потере компетенций и кадров у их производителей, а значит, к снижению устойчивости индустрии и потенциала ее роста»,— уверен он. С этим согласны и в ассоциации «Отечественный софт», где подтверждают, что на российском рынке успешно развиваются отечественные коммерческие разработки в этой сфере, например APM WinMachine, Fidesys, FlowVision, QForm, LVMFlow, Euler.

 

Source
Related news
Game software working group to be established in Russia — expert
Sberbank has no critical dependencies on Western suppliers — CEO
Number of Russia’s IT industry employees rises by 12% in 2022