Рынок серверов: рост и трансформация

20 April 2019

Рынок серверов переживает ренессанс, что делает этот сегмент крайне интересным. Как мировые, так и российские продажи растут уже несколько кварталов подряд. На волне роста компании предлагают интересные решения, как связанные с техникой, так и с финансовыми схемами.

Статистика радует

Российский рынок серверов демонстрирует замечательный рост. По итогам четвертого квартала прошлого года увеличение продаж составило в натуральном выражении 1,5%, по данным IDC, а в деньгах — 24,3%! И это по сравнению с итогами позапрошлого, который был для сегмента весьма удачным. Напомним, что в натуральном выражении х86-серверы лидируют безоговорочно (на них пришлось 99,4%), в денежном выражении они тоже в лидерах (но занимаемый процент несколько меньший — 92,8%), а тройка лидеров несколько отличается от привычной для коммерческих систем (она выглядит так: Hewlett Packard Enterprise, Huawei, Dell EMC).

Мировой рынок тоже показывает впечатляющую динамику. В том же четвертом квартале глобальные поставки серверов выросли на 5% в натуральном выражении и на 12,6% в денежном.

На глобальном рынке традиционных ПК наблюдаем выраженную обратную динамику, о чем CRN/RE писал недавно, которая в ближайшем будущем придет и в Россию, о чем CRN/RE писал ранее.

Очевидно, что вендоры проявляют к известному и понятному сегменту серверных решений повышенный интерес, особенно сейчас, когда многие гранды рынка в новых сегментах сталкиваются с серьезными проблемами. Например, корпорация Intel явно сохранит высокий уровень заинтересованности в серверных решениях сейчас, когда была вынуждена уйти с потенциально интересного рынка 5G-модемов, о чем CRN/RE писал. Очевидно, что Intel готов представлять рынку новые компоненты, поддерживать производителей серверного оборудования, вкладывать ресурсы в продвижение новых технологий и в развитие сегментов. Все это было продемонстрировано, например, в ходе прошедшего Intel Data-Centric Innovation Day.

Вендоры, интеграторы, cloud-провайдеры

Intel провела масштабный Data-Centric Innovation Day, на котором, как видно из названия мероприятия, акцент в продвижении был сделан именно на данных, на их передаче, хранении и обработке. На мероприятии были представлены как процессоры — второе поколение Xeon Scalable — так и память Optane DC, накопители и сетевые адаптеры, а также портфолио решений от партнеров, созданные для разных аспектов работы с данными. Решения для дата-центров показывали AxxonSoft, Mail.ru Group, МТС, Яндекс.Облако и даже Объединенный институт ядерных исследований из Дубны. Разумеется, были представлены и производители — Huawei, РСК и другие.

Корпорация говорит о «кремниевых технологиях» для данных, включая сюда как процессоры, так и накопители, оценивая объем данного сегмента рынка в 320 млрд долл. уже к 2023 году, как отметила Наталья Галян (на фото), региональный директор корпорации Intel в России. Появление такой цифры вполне обоснованно: среднее «время жизни» сервера составляет пять лет, как показывают исследования IDC, следовательно, объем в натуральном выражении рынка в этом году будет примерно равен объему пятилетку назад. Перемножая ожидаемый объем рынка в натуральном выражении на среднюю стоимость сервера, получаем озвученную выше цифру. Такой подход может показаться странным, но только на первый взгляд, в реальности он прекрасно работает.

Методика — действенная

Аналогичным способом аналитику по российскому сегменту коммерческих компьютеров выполняла корпорация НР. Напомним, что Николай Шмыков, руководитель группы по развитию категории «персональные системы для бизнеса», HP в России, оценивая объемы установленной базы ПК старше пяти лет у российских компаний, предсказал бурный рост продаж в соответствующем сегменте, который должен был стать локомотивом для всего рынка.

Предсказания НР находились в контрапункте с тенденциями — когда были озвучены оценки рынка г-гом Шмыковым, на российском рынке продолжался спад продаж ПК, а в мировом масштабе спад в сегменте как был, так и продолжается, о чем CRN/RE писал. Рост российского сегмента коммерческих компьютеров, напомним, произошел (о чем CRN/RE писал), поэтому примененная Intel методика, скорее всего, окажется действенной, а ее результаты — достаточно точными.

Но зачем заказчикам покупать столько серверов, не только расширяя парк техники, но затрачивая огромные суммы на замену не очень старого оборудования?

Обновление — выгодно!

Серверное оборудование традиционно имеет высокий запас надежности, позволяющий устройствам работать и по истечении пятилетнего возраста. В таком оборудовании есть развитые встроенные средства мониторинга, которые позволяют выявлять сбои и поломки раньше, чем они станут проблемой для работоспособности, и выполняя проактивные действия по ремонту или замене оборудования.

Однако покупка новых серверных решений оказываются экономически более выгодной, чем эксплуатация старых. Intel продолжает просветительскую работу, призывая заказчиков при финансово-экономическом планировании учитывать полную «стоимость владения» оборудования. Напомним, что она учитывает как капитальные затраты (на покупку самого «железа»), так и операционные (затраты на монтаж, эксплуатацию, утилизацию и т.д.). Очевидно, что новые решения компактней и энергоэффективней моделей возраста «пять плюс», а уже поэтому их эксплуатация позволяет получать ежедневную экономию на электричестве, вентиляции, занимаемых или арендуемых площадях серверных и/или дата-центров. Например, на Intel Data-Centric Innovation Day в выступлениях представителей Mail.ru Group было отмечено, что с переходом на решения, использующие Intel Xeon нового поколения, удалось достичь уменьшения показателя TCO/performance почти вдвое.

Экономическая выгодность толкает заказчиков на покупку новых серверов, однако к тому же самому склоняют и некоторые выраженные технологические тренды на рынке ИТ.

Новым задачам нужна аппаратная поддержка

Развитие процессоров идет быстрыми темпами. Синтетическая производительность процессоров нового поколения Xeon Scalable оказывается на десятки процентов выше, чем у чипов из предыдущего. Например, как отметил Ян Лещинский, руководитель Яндекс.Облака, в выступлении на Intel Data-Centric Innovation Day, новые процессоры стабильно показывают ускорение от 10 до 90%. Но современность требует решений, оптимизированных под определенные классы задач. Тренд на интеграцию в чипы аппаратных элементов для наиболее востребованных задач сам по себе не нов, с ним много раз сталкивалась индустрия. Первым наиболее заметным было, наверное, появление модулей для параллельных вычислений — MMX в процессорах Intel и 3Dnow! у конкурирующих решений AMD. Соответствующие модули оптимизировали задачи обработки мультимедиа-данных — от графики и фото до видео и звука — а также, например, кодирования/декодирования данных, в том числе, потоковых. Очевидно, что со временем эти элементы из конкурентного преимущества превратились в «must have».

Сейчас новые процессоры Intel в линейке Xeon Scalable получают дополнительные аппаратные модули и наборы инструкций, оптимизированные для задач, характерных для применения ИИ, в частности, процессов «машинного обучения». Отметим, что специализированные аппаратные решения, «заточенные» под нейровычисления, компания представляет давно, например, очередной продукт в линейке развития этих устройств — Nervana Network Processor for Inference — был представлен на Consumer Electronic Show-2019. Напомним, что относительно недавно Intel представил технологию DL Boost, прежде всего, ориентированную на задачи Machine Learning, связанные с «глубоким обучением». Интересно, что прежде всего корпорация стала встраивать поддержку данной технологии в решения для тяжелых вычислений — в некоторые новые модификации процессоров Xeon. Нейроэлементы для процессоров являются горячей темой и за пределами сегмента серверов, о чем CRN/RE писал.

Тренды и контр-тренды

Индустрии требуются растущие мощности для обработки и хранения информации, это очевидно. Сейчас «в обработку» идут только 2% (!) имеющихся данных, как отметила г-жа Галян. Такое отношение к «новой нефти», разумеется, крайне неэффективно для современной цифровой экономики и поэтому недопустимо. Мощности требуются радикально бОльшие, но и распределены они будут принципиально новыми способами.

Напомним, что мощным контр-трендом для серверов — но находящимся в русле повышения требований к вычислительным мощностям — является популяризация edge-вычислений (о которой CRN/RE писал), усиление производительности у пользовательских решений, причем у разных: от рабочих станций до смартфонов. Однако по-прежнему значительная часть задач может быть выполнена только на серверах как по техническим причинам, так и по требованиям экономической эффективности. Поэтому серверов будут покупать все больше.

Серверs будут работать как в одиночку, так и в составе разного типа «связок». К привычным — например, обеспечивающим повышенную надежность в результате «зеркалирования» — в скором времени могут быть добавлены программно-определяемые серверы (ПОС). Технология «программно-определяемых серверов» добралась до российского рынка: компания ВСС делает доступным для российских заказчиков решения TidalScale, вендора, который совсем недавно был лишь «перспективным стартапом».

ПОС: почти как «новый cloud»

«Программно-определяемые серверы» построены на обратной виртуализации, представляющей собой дальнейшее развитие кластерных технологий. Давно стандартом стала «прямая» виртуализация, в ходе которой один мощный физический сервер «тянул» несколько виртуальных машин, но теперь стали востребованы технологии, позволяющие вместо мощного физического сервера использовать массив из большого количества традиционных серверов. Виртуальная машина, запущенная на таком кластере, может для решения задач задействовать ресурсы нескольких серверов, по мере необходимости подключая их к вычислениям или, наоборот, освобождая незадействованные мощности для других виртуальных машин. ПОС в полной мере отвечают концепции программно-определяемого центра обработки данных, который прежде существовал лишь в виде программно-определяемых сетей и систем хранения данных, говорит Дэйв Ферретти, коммерческий директор TidalScale.

Технология обратной виртуализации позволяет быстро и гибко масштабировать серверные решения. Вместо приобретения новой высокопроизводительной техники — напомним, что ее поставка может потребовать длительного времени — можно легко добавить в кластер нужное количество х86-серверов, которые приобрести можно очень быстро.

Синергетический эффект от такого подхода, по словам Игоря Никифорова, генерального директора ВСС, обеспечивает радикальное снижение как стоимости создания, так и стоимости владения вычислительной инфраструктурой, при широчайших возможностях масштабирования для повышения производительности. Конечно, технология имеет свои ограничения — например, серверы не имеют общей «оперативки», что может создавать проблемы для задач, на которых критичен объем RAM. Однако для большинства задач технология хорошо подходит, в частности, г-н Никифоров уверен, что применение ПОС уже актуально как для развития существующих и построения новых полностью программно-определяемых ЦОД, так и для биллинговых и банковских систем, для замены больших многопроцессорных машин при создании систем SAP и Oracle и прочих ресурсоемких задач.

Заметим, что ПОС оптимизирует использование имеющихся мощностей, но не исключает их наращивания, поэтому не является тормозом для рынка серверов, скорее, выступая в качестве одного из локомотивов, требуя увеличения количества легких серверных решений.

Покупка vs аренда: тезис-антитезис-синтез

Значительная часть серверов, разумеется, будут приобретены по традиционной схеме: заказчики будут покупать оборудование в собственность, разворачивать на своих площадях и эксплуатировать, администрируя или своими силами, или с привлечением внешних сервисных компаний.

Но все большую популярность набирают другие варианты покупки серверных решений — от ставшего привычным cloud-подхода до DaaS/IaaS (Device as a Service/Infrastructure as a Service). DaaS и IaaS можно рассматривать как вариацию на тему cloud, аппаратная инфраструктура для работы которого развернута на территории заказчика. Принципиальные отличия же не важны: заказчик платит за аренду требуемого ресурса, отдавая на аутсорс заботы по покупке, развертыванию, администрированию, обеспечению инфобезопасности, апгрейду, ремонту и т.д., вплоть до списания с баланса и последующей утилизации.

Популяризация сервисов подписки будет только нарастать. Новые поколения сотрудников меньше склонны к владению «железом» и локально установленным программным обеспечением, а больше заинтересованы в подписке, отметил Дайон Уайзлер, главный управляющий HP Inc., о чем CRN/RE писал. Заметим, что рассматривать приобретение/аренду стоит не как антагонистические тренды, а в диалектическом единстве.

Приобретение оборудование в собственность для конечного заказчика уже в среднесрочной перспективе обычно оказывается экономически более выгодным вложением, но менее гибким. Если требуется высокий уровень гибкости для корпоративной инфраструктуры — например, нужно очень быстро развернуть вычислительные мощности, они требуются на короткий промежуток времени и т.д. — тут нужно обращаться к аренде или к cloud-провайдерам.

Заметим, что подобные требования к оборудованию возникают в целом ряде привычных бизнес-схем. Например, компания запускает новый проект, перспективы которого по понятным причинам сложно оценить на этапе запуска, поэтому в таких условиях приобретать в собственность дорогое и сложное серверное оборудование — достаточно рискованное вложение, к тому же достаточно сложное (даже выбор непрост), затратное (деньги на капитальные вложения нужны сразу) и, возможно, небыстрое (поставка серверного «железа» может затянуться на кварталы).

В данном случае оптимальной является аренда «железа» или использование cloud-ресурсов. Заметим, что развитие уже существующего бизнеса тоже может потребовать как быстрого «масштабирования вверх» ИТ-инфраструктуры (и тут выгодным оказывается DaaS/IaaS/cloud), так и, наоборот, быстрого ее сворачивания (и тут новые формы окажутся более выгодными — быстро продать «б/у» проблематично, а выбрасывать дорогостоящую технику нерентабельно, от сервисов и подписок можно отказаться в секунды). Однако, как отмечают аналитики, в развитии бизнеса все больше компаний предпочитают использовать гибридные решения, сочетая владение с арендой. Гибридность же может приобретать все более изощренные формы, как мы видели на примере с программно-определяемыми серверами.

Что это значит для рынка

Российский рынок серверных решений будет продолжать рост. Этому способствует как общий тренд на неуклонное повышение производительности централизованных вычислений, так и процессы цифровой трансформации, идущие в условиях российского бизнеса особенно быстро (о чем CRN/RE писал). Бум «облачных» услуг, технологические инновации, различные схемы аренды оборудования и прочие масштабные изменения, как мы показали, не снижают требований к увеличению количества серверного оборудования. Заметим, что все это накладывается на требования замены устаревающего серверного оборудования у российских заказчиков, возраст которого в годах уже превысил пятилетку.

Однако, если традиционные дистрибьюторы в таких условиях могут сохранять спокойствие — компании, занимающиеся box moving-ом, только радуются растущему количеству поставляемых на локальный рынок коробок с серверами — то интеграторам и поставщикам cloud-решений придется постоянно работать над своим бизнесом, внедряя как новые технические инновации, так и финтех-решения.

Хотя рынок велик и на подъеме, его емкость по понятным причинам ограничена, в отличие от аппетитов конкурентов. Для продвижения на рынке как интеграторам, так и «облачникам» потребуется тесное техническое сотрудничество с вендорами, начиная с классических (например, Intel) и заканчивая новичками (например, с TidalScale).

В инновационном плане нас ждут интересные архитектурные и программные решения, заметно повышающие эффективность работы серверных систем. Например, Huawei, как подчеркнул Кэнь Ху, заместитель председателя компании, уже рассматривает конкуренцию на рынке cloud-технологий как конкуренцию возможностей на базе искусственного интеллекта.

Source
Related news
Game software working group to be established in Russia — expert
Sberbank has no critical dependencies on Western suppliers — CEO
Number of Russia’s IT industry employees rises by 12% in 2022