Сталкеры не дремлют

11 August 2020

По ста­тис­ти­ке “Ла­бора­тории Кас­пер­ско­го”, ко­личес­тво поль­зо­вате­лей, на мо­биль­ных ус­трой­ствах ко­торых за­фик­си­рова­ны при­ложе­ния для слеж­ки (стал­кер­ское ПО), уве­личи­лось в Рос­сии на 28% в пер­вые шесть ме­сяцев 2020 г. по срав­не­нию с ана­логич­ным пе­рио­дом 2019 г. Кро­ме то­го, по дан­ным ком­па­нии, Рос­сия ли­диру­ет по ко­личес­тву поль­зо­вате­лей, стол­кнув­шихся с та­кими прог­рамма­ми.

В целом по миру число пользователей, на чьих мобильных устройствах обнаружено сталкерское ПО, также растет: в первые шесть месяцев 2020 г. оно увеличилось на 39% по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. В Европе такие программы чаще всего фиксируются на устройствах немецких, итальянских и британских пользователей.

Сталкерское ПО – это коммерческие программы, которые могут применяться для скрытого наблюдения и вторжения в личную жизнь человека. В частности, ими могут пользоваться инициаторы домашнего насилия. Такие программы продаются в основном через специализированные сайты, так как официальные магазины приложений стараются не допускать их размещения у себя.

Сталкерское ПО позволяет просматривать фотографии и файлы, хранящиеся на устройстве пользователя, через него можно подсматривать за человеком через камеру его смартфона в режиме реального времени, а также видеть календарь и список контактов, определять местоположение, читать историю браузера, СМС-сообщения и переписку в мессенджерах и записывать переговоры. Кроме того, некоторые из таких приложений позволяют удаленно контролировать устройство.

Чтобы защитить пользователей от слежки через цифровые устройства, в ноябре 2019 г. создана коалиция по борьбе со сталкерским ПО – Coalition Against Stalkerware. Помимо “Лаборатории Касперского”, в ее состав входят 20 организаций – производители решений в сфере информационной безопасности и некоммерческие организации, помогающие жертвам домашнего насилия. В дальнейшем планируется включение широкого круга компаний для активного противодействия преступлениям, совершаемым с использованием сталкерского ПО, и повышения осведомленности людей по всему миру об этой угрозе.

“Сталкерское ПО используется все более активно, даже несмотря на то, что во II квартале 2020 г. число пользователей, на чьих устройствах зафиксированы такие программы, немного снизилось. Вероятно, это произошло потому, что в результате самоизоляции многие начали проводить дома гораздо больше времени, ведь, к сожалению, с помощью сталкерских приложений пользователи чаще всего следят за своими близкими. Некоторые современные защитные решения, такие как Kaspersky Internet Security, уведомляют владельца устройства, если находят в системе такое ПО. Мы продолжим следить за ситуацией и совершенствовать технические возможности наших продуктов, а также помогать НКО, работающим с жертвами домашнего насилия”, – рассказывает эксперт “Лаборатории Касперского” по мобильным угрозам Виктор Чебышев. По его словам, рост количества пользователей, которые сталкиваются со сталкерским ПО, можно объяснить тем, что сегодня на смартфоне люди хранят большой объем данных о себе, фотографии, переписки, и практически не выпускают телефон из рук. К тому же растет и общее количество пользователей смартфонов.

Говоря о предполагаемых тенденциях к концу 2020 г., Виктор Чебышев отмечает, что давать прогнозы здесь достаточно сложно. “Однако мы надеемся, что число пользователей, которые столкнутся со сталкерским ПО, либо несколько уменьшится, либо будет расти гораздо меньшими темпами. Это связано с тем, что сегодня все больше организаций и компаний занимаются противодействием этой угрозе – например, официальные магазины приложений не допускают публикацию у себя подобного ПО, а также повышается осведомленность о такой угрозе людей по всему миру, в том числе благодаря деятельности различных коалиций, в частности таких, как Coalition Against Stalkerware”, – сообщает Виктор Чебышев.

Руководитель направления аналитики и спецпроектов ГК InfoWatch Андрей Арсентьев согласен с мнением, что пандемия, спровоцировавшая рост социального напряжения и семейных конфликтов, стала довольно благодатной почвой для распространения шпионского ПО. “Определенную обеспокоенность это должно вызывать у бизнеса: шпионские программы, доказавшие эффективность в слежке за детьми и неверными супругами, наверняка многие захотят использовать при наблюдении за деловыми партнерами и конкурентами. Тем более экономические трудности последнего времени еще больше повысили ценность коммерческой информации, а шпионские приложения сложно обнаружить на телефоне. То есть для злоумышленника главное – это получить доступ к телефону жертвы или путем фишингового воздействия побудить к установке соответствующей программы через ссылку”, – объясняет Андрей Арсентьев.

Source
Related news
Game software working group to be established in Russia — expert
Sberbank has no critical dependencies on Western suppliers — CEO
Number of Russia’s IT industry employees rises by 12% in 2022