MERA: наши процессы проектирования и разработки ПО соответствуют практикам CMMI®-DEV 1.3 ML3

07 September 2018

В августе 2018 года в MERA в очередной раз прошло внешнее оценивание на соответствие третьему уровню зрелости модели CMMI®-DEV 1.3. Мы поговорили с Алексеем Павловским, директором по качеству в MERA, и выяснили, что такое CMMI и зачем она нужна.

— Добрый день, Алексей! Хотелось бы начать наш разговор с такой просто, но основополагающей вещи, как терминология. Кто-то называет CMMI стандартом, кто-то моделью, кто-то сертификатом? Как же все-такие правильно?

Алексей Павловский (А.П.): Добрый день! Предлагаю немного углубиться в историю: модель производительности и зрелости процессов разработки программного обеспечения появилась в США почти 20 лет назад, и, что самое интересное, инициатором было Министерство обороны США. Следовательно, ее название происходит от английского Capability Maturity Model Integration (прим. далее — CMMI). С тех пор практики CMMI приобрели популярность на западе и постепенно пришли в Россию. На фоне распространения у нас общепризнанных стандартов систем менеджмента, например, ISO 9001:2015 (прим. стандарт системы менеджмента качества), СММI часто ошибочно относят к разряду стандартов. На самом деле, этот термин в корне не верен: если в стандартах изложены требования, то модель CMMI представляет собой набор целей и практик, которых компании могут придерживаться. То есть это некое руководство для разработки и улучшения производственных процессов.

— Выходит, путаница в терминологии возникает из-за отсутствия понимания того, как CMMI применяется на практике?

Именно. В связи с этим я рекомендую запомнить следующие основные понятия:

  • CMMI – это не стандарт, а модель (model).
  • Компании проходят не аудит, а внешнее оценивание (appraisal) на соответствие рекомендациям модели в одном из организационных подразделений.
  • По результатам оценивания компании присваивается не сертификат, а определяется рейтинг (rating) или уровень зрелости (maturity level) в конкретных проектах.

Этими терминами мы как раз и будем сегодня оперировать.

— В каком году MERA впервые прошла оценивание по модели CMMI? Что подтолкнуло компанию к этому шагу?

А.П.: В 2018 году компания успешно выдержала уже четвертое официальное оценивание с присвоением рейтинга. Первое оценивание прошло в далеком 2009 году, а первый gap-анализ еще раньше. Инициатором выступил один из наших заказчиков, который захотел получить информацию о соответствии процессов разработки в его проектах 2-му уровню зрелости модели CMMI. После проведения нами gap-анализа, руководством было принято решение об улучшении процессов с целью достижения 3-го уровня зрелости и подтверждение его на официальном оценивании. Так что можно сказать, что мы сделали больше, чем хотел наш заказчик.

— В каких подразделениях MERA проходила оценка по модели CMMI? Какие процессы проверялись?

А.П.: В качестве объекта оценивания выступил один из крупных проектов для заказчика из Telecom индустрии. Перед началом оценивания обычно ставится задача о целевом уровне зрелости, тем самым определяется и набор процессов. На 3-м уровне зрелости рассматриваются практики из следующих процессных областей:
CM – Configuration Management
MA – Measurement and Analysis
PMC – Project Monitoring and Control
PP – Project Planning
PPQA – Process and Product Quality Assurance
REQM – Requirements Management
DAR – Decision Analysis and Resolution
IPM – Integrated Project Management
OPD – Organizational Process Definition
OPF – Organizational Process Focus
OT – Organizational Training
PI – Product Integration
RD – Requirements Development
RSKM – Risk Management
TS – Technical Solution
VAL – Validation
VER – Verification

— Что означает ML3? Какие еще уровни зрелости есть у модели и чем они отличаются?

А.П.: Уровней всего 5: Initial, Managed, Defined, Quantitatively Managed и Optimizing. Если говорить простым языком, то каждый следующий уровень включает в себя все практики предыдущего и некий дополнительный набор.

— Бытует мнение, что CMMI плохо дружит с Agile. Так ли это?

А.П.: Такое мнение встречается и, как мне кажется, чтобы его окончательно его опровергнуть, СMMI Institute выпустил большое руководство по применению практик CMMI именно в Agile проектах. Кроме того, проект, про который мы здесь говорим, тоже активно использует методологии Agile/SCRUM.

— Правда ли, что 3-ий уровень не такой гибкий, как остальные?

А.П.: Я думаю, вопрос про 3-й уровень зрелости появился от того, что этот уровень требует наличия документированных стандартных процессов. На 2-м уровне нужна только политика (по сути, краткая декларация того, что мы собираемся делать), а описание самого процесса не требуется. Т.е. на 3-м уровне необходимо описать в процессе варианты этой гибкости и этого будет достаточно. К тому же модель позволяет осуществлять адаптацию процессов (tailoring) и применять исключения.

— Как проходило оценивание в MERA в этом году?

А.П.: Оценивание в этом году заняло полторы недели. Была собрана dream-team команда appraisal team из 7 квалифицированных человек, во главе с Lead Appraiser Александром Кондаковым (прим. Kondakov Consulting – партнер CMMI Institute). Было проведены интервью с участниками процессов, рассмотрено 338 практик модели, проверено более 800 артефактов. В результате были получены Final Findings c указанием состояния процессов, наши сильные и слабые стороны и список рекомендаций. В общем, было весело!

— Алексей, спасибо за беседу. Кажется, клиенты MERA в надежных руках!

Related news
Artezio Named Among 15 Leading Java Development Companies
Auriga Showcased Its Digital Health Projects at Healthcare Summit
SearchInform solution is now available in Microsoft Azure