Цифровая экономика на экспорт

02 September 2019

Россия – один из крупнейших экспортеров программных продуктов и цифровых сервисов. По данным ассоциации “Руссофт”, в 2018 году российские компании заработали на международном рынке более $10 млрд. Из 450-500 тысяч отечественных программистов 100-120 тысяч так или иначе работают на экспорт. Некоторые ИТ-компании изначально ставят целью работу на глобальном рынке, некоторые идут за пределы РФ от безысходности.

Создатели программы “Цифровая экономика” уже на ранних стадиях понимали, что существующего штата российских разработчиков не хватит для решения амбициозных задач. Поэтому подготовка кадров – стала одним из ключевых направлений цифровой трансформации. Вместе с тем, управление выделяемыми государством финансами осуществляется чрезвычайно централизовано, и попасть в программу крайне непросто даже на условиях субсубподряда. Поэтому, несмотря на очевидный дефицит квалифицированных разработчиков, многие российские софтверные компании, если не имеют мощного лобби, то даже не пытаются встроиться в процесс.

Часть отечественных компаний сразу строят свой бизнес так, чтобы через несколько лет скинуть его где-нибудь в Кремниевой долине. Те же, кто хочет реально заниматься производством вынуждены искать рынки, на которых их продукты будут востребованы. После 2014 года привлечь инвестиции стало ощутимо сложнее, поэтому многие молодые разработчики пошли туда, где конкуренция пониже. Так, рынки стран СНГ оказались тем пространством, где среднему отечественному бизнесу оказалось проще заработать, чем на родном рынке. К тому же, вслед за Россией и другие страны, образовавшиеся на развалинах СССР, стали задумываться о внедрении цифровых технологий. Даже на рынках Восточной Европы россиянам подчас оказывается легче продать свои решения, чем дома.

Конечно, трудно попасть в те ниши, где безраздельно властвуют софтверные монстры. Например, практически невозможно выйти на рынок операционных систем. Разве что ОС будет принята государством в рамках программы импортозамещения и рекомендована для использования госструктурами. В то же время, ИТ так быстро меняются, что сейчас образовались огромные “технологические прорехи”. Гиганты из-за своего масштаба просто не поспевают за изменениями. Финтех, робототехника, системы искусственного интеллекта, рынок AR/VR и многие другие направления с нетерпением ждут своих Биллов Гейтсов и Стивов Джобсов.

В новых нишах нет однозначных лидеров. Так, несмотря на относительно долгую историю речевых технологий, которая начинается еще в середине XX века, в мире постоянно появляются новые команды, которые делают что-то новое. И попасть приложением в телефон к массовому потребителю, и предложить профессиональное платформенное решение для контакт-центров – для молодого проекта сложно, но вполне реально. Амбициозному стартапу вполне по силам подвинуть ИТ-грандов на рынке больших данных. Здесь пока нет таких продуктов, которые считались бы отраслевым эталоном. Есть и совсем специфические направления, в которых вообще ни у кого в мире нет опыта: квантовые вычисления, биохакинг, 4D-печать, “умная пыль” и т.д. Однако, без денег государства или крупных корпораций тут не обойтись, так как нужно пройти долгий путь до появления первых коммерческих продуктов.

Новые возможности для отечественных разработчиков открылись после истории с атакой на иранские АЭС с помощью червя Stuxnet. А уж после санкций, которые США наложили на китайских производителей телекоммуникационного оборудования, во многих странах компании стали демонстративно искать альтернативу продукции глобальных игроков. Впрочем, нельзя сказать, что опасения играют ключевую роль при выборе ПО, однако посещение международных мероприятий показывает, что с российскими вендорами охотно обсуждают возможность запуска пилотных проектов.

Из-за жесткой конкуренции на внутрироссийском рынке нередко разработки отечественных вендоров внедряются не дома. Например, компания 3i Technologies целый ряд крупных проектов реализует в странах СНГ, где оказались востребованы как информационно-аналитическая платформа, так и система речевой аналитики. Казалось бы, отлично, когда отечественные компании имеют возможность работать на международном рынке.

Однако, внутри страны растет дефицит квалифицированных кадров, который не преодолеть за счет расширения количества бесплатных мест в ВУЗ, готовящих ИТ-специалистов. И в обозримой перспективе спрос на разработчиков будет только расти. При этом, сотни российских компаний вынуждены искать счастья за пределами страны. Хочется верить, что существуют компромиссные сценарии, которые бы дали возможность “вернуть” опытных специалистов, работающих на экспорт, и ускорить процесс разработки и внедрения прорывных цифровых технологий.

Source
Related news
President of the Russian Software Industry Association: «Optimistic about Chengdu's rich software application scenarios, and hope that the BRICS countries will jointly build a network»
The 21st China International Software Cooperation Conference was held in Chengdu, and the project was signed for nearly 7 billion yuan
How to promote the high-quality development of Chengdu's software industry?