Геоэкономическая нестабильность заставляет IT-компании пересматривать стратегии экспорта и искать новые рынки. Эксперты выделили 30 перспективных стран для поставки новых коммуникационных интернет-технологий из России. Среди них есть как достаточно очевидные — например, наши партнеры по БРИКС Индия и Бразилия, так и экзотичные — Бутан и Бруней. Больше всего миру интересны российское программное обеспечение, решения в сфере инфобезопасности и мультипродуктовые экосистемы.
«Большая тридцатка»
Перед российской IT-индустрией в последние два года встало сразу несколько глобальных вызовов. С одной стороны, это необходимость импортозамещения иностранных решений и достижение технологического суверенитета в сжатые сроки. С другой — адаптация к новым реалиям мирового рынка и пересмотр стратегий экспорта. Бизнес справляется с этим по-разному: одни компании полностью сосредоточились на российском рынке, другие уехали из страны и скрывают свое происхождение, третьи, наоборот, активно продвигают бренд «русских программистов» в дружественных государствах.
Чтобы ответить на вопрос, стоит ли IT-компаниям сегодня выходить на международный рынок и куда идти, Фонд развития интернет-инициатив и Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) изучили потенциал рынков 208 стран мира. Из них были отобраны 30 государств, обладающих, по мнению аналитиков, значимым объемом рынка для российских IT-продуктов. Среди них наши ближайшие соседи (Белоруссия, Азербайджан, Казахстан, и Узбекистан), страны Ближнего Востока (Израиль, Бахрейн, ОАЭ, Иордания, Ирак, Иран, Саудовская Аравия и Оман), Африки (Алжир, Египет, ЮАР и Тунис), Азии (Китай, Вьетнам, Индонезия, Бруней, Бутан, Малайзия и Гонконг) и Латинской и Центральной Америки (Перу, Чили, Боливия, Венесуэла, Куба, Никарагуа, Сент-Винсент и Гренадины). Учитывались такие параметры, как политические отношения стран с Россией, их размер, население, темпы экономического роста и уровень цифровизации.
Совокупный экспортный потенциал перспективных рынков на горизонте до 2028 года оценивается в $40–50 млрд. Авторы исследования отмечают, что реализация этого потенциала позволит вывести IT-экспорт на второе место после углеводородов.
Перспективные ниши
Аналитики изучили перспективы 17 продуктовых ниш по четырем категориям: кибербезопасность, инструменты для создания и правовой защиты нового контента, продукты в сфере интернет-маркетинга и решения для анализа сетевого взаимодействия. Среди конкретных продуктов, например, средства надежной и быстрой аутентификации, антифродсистемы (защита от мошенников), анализ больших данных в социальных сетях, автоматический перевод голоса в текст и обратно, инструменты упрощения визуализации товаров покупателям и другие.
Хорошим экспортным потенциалом для наибольшего количества продуктовых ниш обладают Белоруссия, Бразилия, Египет, Китай, Индия, Индонезия, Иран и Таиланд. У всех стран стабильные политические отношения с Россией, большое население, а значит, достаточный объем внутреннего потребительского рынка, развитый ИКТ-сектор, при этом не слишком сильная база собственных разработок. То есть потребность в импорте IT-решений высока, однако в каждой стране не хватает разных продуктов. Так, для разработчиков экосистем (объединяющих платежные сервисы, такси, доставку, развлекательные онлайн-платформы) и инструментов создания контента перспективны Белоруссия, Индия, Иран и Китай, а решения в сфере кибербезопасности и интернет-маркетинга нужны в Египте, Индонезии и Таиланде.
Что думает бизнес
74% разработчиков программного обеспечения считают, что быстрее всего в ближайшее время будет расти экспорт в страны Азии, показал опрос НП «Руссофт» и ассоциации «Отечественный софт». Большинство из них делают ставку на ближнее зарубежье, в частности, на Узбекистан, а не на Китай, Индию или Вьетнам, обращает внимание исполнительный директор Т1 Михаил Книгин. Среди перспективных ниш он назвал финтех, так как в регионе активно работают над созданием национальных цифровых валют и внедряют платежные системы. Также хорошие шансы у решений для автоматизации промышленности, инженерного софта, систем видеоаналитики и продуктов в сфере инфобезопасности. Однако стоит учесть, что не во всех странах Средней Азии ИКТ-сектор достаточно развит.
Продавать свои решения в странах Персидского залива хотят 35% компаний. Среди востребованных продуктов — тот же финтех, а также решения на основе искусственного интеллекта и больших данных. Проблемой для экспортеров могут стать особенности коммуникации и общего ведения дел, говорит Михаил Книгин. Также стоит учитывать специфику исламских финансов (запрет на некоторые инструменты) и нехватку разработчиков.
Все на выход
По данным опроса НП «Руссофт», опыт экспортных продаж сегодня имеют около половины российских разработчиков ПО. Среди направлений лидером по показателям фактического экспорта является Казахстан.
В целом по итогам 2023 года экспорт российского ПО сократился на 15% по сравнению с 2022 годом, до $7,8 млрд. Падение затронуло поставки в том числе и в дружественные страны. Доля продаж отечественного ПО в страны ближнего зарубежья снизилась до 10,2% (11,5% в 2022 году).
А вот доля российского рынка в общем объеме продажах отечественных софтверных компаний по итогам 2023 года достигла рекордных 76,2%. В НП «Руссофт» это связывают с повышенным спросом на ПО внутри страны, из-за необходимости ускоренного импортозамещения. Экспорт тормозят три проблемы: во-первых, потенциальные зарубежные партнеры мало знают о российских продуктах и их технологических преимущества. Во-вторых, остаются сложности с финансированием поставок. В-третьих, на внешних рынках высокая конкуренция — как с локальными разработчиками, так и с глобальными технологическими гигантами.
В IT-индустрии сложилось два подхода: первый заключается в том, что надо сначала продавать в России, а потом экспортировать, второй — в том, что нужно сразу пробиваться за пределы страны, потому что рынки и потребности совершенно разные. Об этом на круглом столе «Коммерциализация и экспорт российских IT-решений: как покорить новые рынки?» рассказал директор и совладелец компании Sibedge Александр Калинин. По его словам, чтобы обеспечить живучесть продукта, без экспорта не обойтись.
В том, что необходимо сразу ориентироваться на международные рынки, уверен генеральный директор АНО «Платформа Национальной технологической инициативы», специальный представитель Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития, директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) Дмитрий Песков. «Рынки Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, Африки для нас очень важны. Они выстраиваются в очередь за технологиями. У этого большая перспектива. Нужно сразу мыслить глобально, придумывая стартап, рассматривая Россию как первый элемент роста и сразу ставя себе более высокую планку», — отметил он на сессии ПМЭФ, посвященной технологическому предпринимательству.
При этом потенциальные покупатели наших IT-решений оценивают не только сам продукт, но и возможности его дальнейшего использования. Сегодня все страны, как и Россия, стремятся к полной технологической независимости. Это может стать ключевым преимуществом российских разработок на международном рынке, считает глава НП «Руссофт» Валентин Макаров. По его словам, экспортерам необходим подход, основывающийся на предложении комплексных, платформенных решений, построенных на основе концепции встроенной безопасности, обеспечивающей доверенность платформы, на которой можно предлагать самые различные приложения. Это дает покупателям решений уверенность в том, что IT-систему никто не сможет взломать или отключить. «Индия, другие страны БРИКС ждут наши доверенные платформы безопасности, на основе которых можно строить любые IT-системы», — добавил Валентин Макаров.
Технологическое лидерство не может быть замкнуто внутри страны, считает и генеральный директор АНО «Цифровая экономика» Сергей Плуготаренко. Он отметил примеры технологических прорывов последних 40 лет: Японию, Южную Корею, Малайзию, Китай, Израиль. «Это страны, где промышленная и инновационная политика подталкивала компании к выходу на международные рынки, к глобальной конкуренции. Без этого технологического лидерства не достичь», — подчеркнул он.
Среди наиболее востребованных технологий российских разработчиков Валентин Макаров выделил искусственный интеллект, в том числе промышленный, необходимый для оптимизации производственных процессов. Также хороший потенциал у решений в области информационной безопасности, в том числе квантовой и постквантовой криптографии. По словам эксперта, на их основе можно строить киберфизические системы без участия человека, в том числе беспилотный транспорт, умную энергетику, телемедицину, распределенные цифровые производства. «Отрасль уже двигается в правильном направлении, и для ускорения нужны финансовые инструменты, которые будут способствовать успешному выходу на экспортные рынки, создавая конкурентные преимущества для разработчиков в России и наших странах-партнерах», — заключил глава НП «Руссофт».
Меры поддержки экспорта IT-решений отечественных компаний правительство намерено проработать в рамках нового нацпроекта «Экономика данных». В первую очередь речь идет о поставках на рынки ЕАЭС, СНГ и БРИКС. Конкретных мер пока нет, но ранее в Минцифры говорили о возможности субсидирования длинных льготных кредитов для зарубежных заказчиков российских IT-решений.