Профильные ассоциации и компании просят не включать в новый перечень ПО для собственных нужд общесистемный софт — такой как ОС, офисные программы, коммуникативные сервисы и так далее. С 1 сентября 2025 года владельцы критической информационной инфраструктуры (КИИ) должны использовать только отечественное ПО. Бизнес опасается, что вместо того, чтобы закупать уже имеющийся софт у отечественных производителей, владельцы КИИ будут разрабатывать собственные решения и лишат российских разработчиков значительной части заказчиков. Об этом рассказало издание Forbes со ссылкой на отзывы отраслевых ассоциаций на проект постановления, утверждающего правила, по которым будет работать перечень ПО для собственных нужд.
Бизнес просит не включать общесистемный и прикладной софт в перечень ПО для собственных нужд (разработано не на продажу, а для эксплуатации внутри организации). Об этом говорится в отзывах на проект постановления правительства «Об утверждении правил формирования и ведения перечня российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, разработанных и используемых для собственных нужд российскими юридическими лицами», размещённый на портале проектов нормативных правовых актов для публичного обсуждения 19 сентября.
Согласно закону, принятому в апреле, значимые объекты критической информационной инфраструктуры (КИИ) должны перейти на использование российского софта, который включён в реестр отечественного ПО или же перечень ПО для собственных нужд. КИИ есть у компаний, работающих в стратегически важных для государства областях: транспорт, связь, энергетика, банковская сфера, топливно-энергетический комплекс и так далее.
Проект постановления позволяет владельцам КИИ относить к софту для собственных нужд практически любые виды программ, в том числе общесистемное и прикладное ПО (офисный софт, коммуникативные и мультимедийные сервисы, CRM, облачные платформы), говорится в отзыве АНО «Цифровая экономика». Такой подход будет поощрять крупные компании и госкорпорации разрабатывать IT-решения самостоятельно вместо того, чтобы закупать их у профессиональных разработчиков софта. По мнению организации, это приведёт к фрагментации рынка, многократному дублированию IT-решений внутри госкорпораций и госкомпаний, доступных на рынке, распылению ресурсов и закрытию значительного сегмента спроса, что дополнительно затормозит развитие всего отечественного рынка софта, лишив российских разработчиков значительной части заказчиков.
АНО «Цифровая экономика» предлагает установить в правилах прямой запрет на включение в перечень софта для собственных нужд общесистемного и прикладного ПО общего назначения. Это будет стимулировать владельцев КИИ закупать такие базовые решения у российских разработчиков, а не производить их самостоятельно. Это обеспечит устойчивый спрос на конкурентном рынке отечественного ПО, а значит будет способствовать его развитию, делает вывод организация.
Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ) также отмечает в своём отзыве, что если не будет ограничений по видам софта, который можно включать в перечень, то это будет стимулировать крупные компании, включая госкорпорации, разрабатывать собственные версии массового ПО (операционные системы, офисные пакеты, СУБД, ERP/CRM и много другое). Однако эти решения уже представлены на рынке отечественными вендорами, подчеркнули в АПКИТ.
Приоритет в закупках должен остаться за продуктами, коммерчески распространяемыми на рынке, вне зависимости от класса такого софта, считают в Минцифры. В министерстве отмечают, что решение о включении продуктов в перечень будет принимать правительственная комиссия по цифровому развитию с учётом обоснованности трат госкомпаний на разработку нового собственного софта и отказа от приобретения коммерческого софта, который уже представлен на рынке и есть в свободном доступе.
За последние годы несколько сотен российских корпораций из разных отраслей экономики создали дочерние (кэптивные) IT-компании. Подавляющее большинство этих IT-«дочек» занимаются разработкой программных продуктов в интересах материнской структуры, рассказал партнёр Comnews Research Леонид Коник. По его словам, разработка программных решений внутри корпораций — яркое проявление цифровой трансформации. Коник отмечает, что за счёт таких продуктов компании отстраиваются от конкурентов. Но есть и «перегибы на местах»: если отраслевая компания, в особенности государственная, создаёт мессенджер, платформу ВКС, операционную систему или иной общесистемный софт, то это безобразие нужно пресекать на корню.
О необходимости ограничения внутренней разработки госкомпаниями широко распространённого на рынке ПО отраслевые объединения говорят уже много лет, отметил исполнительный директор АРПП «Отечественный софт» Ренат Лашин. По его мнению, создаётся избыточная конкуренция российским решениям, давно присутствующим на рынке. В большинстве случаев созданные решения практически не имеют продаж, так как разрабатываются не IT-компаниями с многолетним опытом и пониманием требований заказчика.
Несмотря на большой выбор отечественных решений в реестре российского ПО, а также дефицит высококвалифицированных кадров, на рынке продолжают появляться дублирующие разработки госкомпаний и их кэптивных компаний, подчёркивает Лашин. Он поясняет, что речь идёт об операционных системах (ОС), базах данных (СУБД), средствах управления процессами организации (CRM, ERP, MES и других), коммуникационном софте. Отсутствие ограничений по созданию дублирующих решений системного ПО может повлечь негативные последствия для рынка коммерческого софта, считает он.
В 2024 году владельцы объектов КИИ более половины от общего объёма IT‑бюджетов потратили на закупку отечественных решений — 1,785 трлн рублей из 3,5 трлн рублей, следует из подсчётов аналитиков iKS‑Consulting, приведённых «Ведомостями». По прогнозам iKS‑Consulting, в 2025 году доля трат на решения КИИ от общего объёма расходов на IT сохранится.
Можно найти компромиссный вариант, рассуждает исполнительный директор АПКИТ Николай Комлев — дать кэптивным компаниям, что уже инвестировали в разработку софта, возможность использовать его и вывести на рынок. По его мнению, начинать с нуля и вкладывать в создание общесистемного ПО какой‑нибудь сырьевой компании нет смысла — на рынке сейчас много таких решений. Бесконечное повторение одних и тех же решений мешает рынку независимых разработчиков софта развиваться, уверен Комлев. Вице‑президент «Руссофт» по GR Роман Клецких сообщил, что в ассоциации полностью поддерживают позицию АПКИТ и согласны с их тезисами по этому вопросу.
По мнению директора по работе с ключевыми заказчиками «Скала^р» (Группа Rubytech) Михаила Гилязова, самостоятельно разрабатывать софт целесообразно для создания уникальных прикладных решений под бизнес‑процессы конкретного заказчика. Например, автоматизированная банковская система, информационная система госструктуры, закупочная система крупной корпорации, привёл пример он. Гилязов считает, что для инфраструктурного слоя — виртуализации, контейнеров, хранения данных, СУБД, информационной безопасности — такой подход рискован, прежде всего для самого заказчика в средне‑ и долгосрочной перспективе.
Впрочем, директор департамента «Заказная разработка» «Рексофт» Евгений Грачёв считает, что у компаний должна быть возможность проводить импортозамещение собственными силами. По его мнению, если решение, разработанное силами КИИ, претендует на включение в реестр, то вопрос должен решаться набором отраслевых требований к софту и заключением о соответствии им аккредитованных независимых экспертов. Такой подход — не ограничение рынка, а развитие конкурентности и создание спроса на услуги по продуктивизации нужного заказчикам функционала с учётом требований к КИИ, добавил Грачёв.