Роль ИКТ-кадров весьма велика, но их доля в экономике России очень мала

11 June 2020

Недавно CRN/RE отмечали, что, по оценкам Росстата, в 2019 г. в нашей стране среднегодовая численность людей, осуществляющих деятельность в области информации и связи, составляла 1472,4 тыс. человек. Эти оценки несколько отличаются от цифр, прозвучавших во время IT-завтрака «Цифровые вызовы новой реальности: кто кому поможет?», организованного 5 июня совместными усилиями РУССОФТ, РАЭК и РВК.

Так, например, по оценкам РАЭК, в 2019 г. общая численность ИКТ-кадров в России составила 1,8 млн. человек, из которых 0,35 млн. были заняты в сфере телекоммуникаций; 0,5 млн. — непосредственно в ИТ-отрасли, а 0,95 млн. — в организациях различных отраслей экономики и в госучреждениях. И если, по оценкам Росстата, в 2019 г. доля ИКТ-трудящихся среди общей среднегодовой численность занятых составляла 2,08%; то, по оценкам РАЭК, в 2019 г. доля ИКТ-кадров среди экономически активного населения России составила 2,4%. Директор РАЭК Сергей Плуготаренко обращает внимание на то, что это очень мало. Так, например, в Европе этот параметр составляет 3,9%, а в отдельных странах ещё выше: 4,5% в Норвегии, 5% в Великобритании и 7% в Финляндии.

Различие оценок неудивительно. Согласитесь, что количество официально работающих и количество трудоспособного населения — это несколько разные величины. Да и само понятие ИКТ-отрасли весьма размыто: у Росстата оно одно (и базируется на общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОКВЭД-2), у Минкомсвязи (см., например, мартовский вариант рабочего проекта «Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2020-2025 годы и на перспективу до 2036 года») — другое, у РАЭК (с его «Экосистемой Цифровой экономики России», состоящей из семи хабов и десяти срезов) — третье. Поэтому сравнение числовых параметров, характеризующих состояние ИКТ-отрасли и выяснение того, чьи оценки вернее — дело безнадежное и бесперспективное. Гораздо важнее тенденции. А они таковы: и по оценкам Росстата, и по оценкам РАЭК, доля ИКТ-кадров среди общего количества трудящихся растет. Хотя и не так быстро, как хотелось бы и как она должна расти в условиях перехода от традиционной экономики к так называемой цифровой.

Конечно, интересно было бы узнать мнение Минкомсвязи о том, как пандемия COVID-19 повлияла на состояние и перспективы развития отечественной ИКТ-отрасли. Да и в каком состоянии ныне находится проект «Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2020-2025 годы и на перспективу до 2036 года» (предусматривавший, среди прочего, значительное усиление кадрового потенциала; увеличение объемов подготовки ИТ-специалистов в университетах; повышение качества выпускников по ИТ-специальностям и т. д.). Ведь от содержания официально утвержденной «Стратегии развития отрасли информационных технологий в РФ…» во многом зависит тактика и стратегия конкретных ИКТ-компаний, которых в нашей стране, как уже отмечалось, на конец минувшего года насчитывалось около 116 тысяч. Но, к сожалению, представители ведомства на IT-завтраке не выступали.

К слову: еще на прошлогоднем IT-завтраке ПМЭФ комиссар по вопросам цифровой экономики и общества Европейской комиссии Мария Габриэль, среди прочего, говорила: «Для нас цифровые технологии — одна из приоритетных задач, и мы ориентируемся на человекоцентричный подход. Если у нас нет специально обученных людей, которые могут контролировать работу всех систем, ничего не получится…». Впрочем, о том, что ИТ-кадры решают все, мы говорили ещё свыше 10 лет тому назад. А в ноябре прошлого года мы обращали внимание на то, что интерес к ИТ-специальностям надо формировать, начиная со школы.

Разумеется, интерес к ИТ у «светлых голов» надо уметь не только пробудить, но и сохранить. Используя при этом как материальные, так и нематериальные методы стимулирования. Интересно отметить, что одна из основных мыслей июньского IT-Завтрака (я бы даже сказал, его «красная нить») cостояла в том, что необходимо сохранить ИТ-команды и не допустить массового оттока высококвалифицированных ИТ-cпециалистов за рубеж. Отсюда и прозвучавшее в начале июня предложение признать отечественную ИТ-отрасль пострадавшей от коронавируса. Что, среди прочего, будет означать возможность получения ИТ-компаниями уже принятых государством мер поддержки для пострадавших отраслей.

Source
Related news
President of the Russian Software Industry Association: «Optimistic about Chengdu's rich software application scenarios, and hope that the BRICS countries will jointly build a network»
The 21st China International Software Cooperation Conference was held in Chengdu, and the project was signed for nearly 7 billion yuan
How to promote the high-quality development of Chengdu's software industry?