Руководители софтверных компаний в целом позитивно оценили произошедшие за 2020 год изменения.
Средний балл по всем параметрам, характеризующим условия ведения бизнеса, повысился в 2021 г. до 2,91, тогда как все предыдущие 4 года составлял 2,86. Данный показатель рассчитывается по оценкам софтверных компаний, которых Ассоциация РУССОФТ опрашивает в рамках собственного ежегодного исследования. Его повышение произошло, несмотря на обострившуюся за год проблему дефицита кадров и пандемию, которая чаще негативно влияла софтверный бизнес, чем позитивно.
Достижение среднего балла 2,91 говорит о том, что в среднем условия ведения бизнеса в России оцениваются респондентами как «почти удовлетворительные» (3 балла из 5 соответствуют оценке «удовлетворительно»). Такой уровень не все готовы считать значительным достижением. Однако нужно учитывать то, что бизнес всегда будет критически относиться к тем условиям, в которых работает. Кроме того, оценка «хорошо» не может быть достигнута в обозримом будущем по объективным причинам – прежде всего, потому, что для одной из самых важных проблем для софтверных компаний — для кадрового дефицита, которая является глобальной – окончательного решения никто пока не предложил.
Наконец, главное – это не абсолютная величина среднего балла оценки, а имеющийся прогресс. А он за 10 лет значительный: оценка условий ведения бизнеса выросла с 2,58 в 2011 г. до 2,91 в 2021 г. При этом ее снижение наблюдалось только в 2016 г., что оказалось реакцией на экономический кризис 2015 г.
Если рассматривать оценку условий по отдельным параметрам за 5 последних лет и 5 предыдущих лет (так нивелируются случайные колебания), то улучшение в оценке условий ведения бизнеса не было отмечено только в сфере «Защиты прав интеллектуальной собственности». И это тоже понятно, поскольку активная фаза борьбы с пиратством на внутреннем рынке прошла чуть раньше, а впоследствии каких-либо изменений в этой сфере не происходило.
Если судить по оценкам респондентов, то в сравнении с предыдущим годом наибольший прогресс в 2020 г. был достигнут по таким параметрам как «Государственная поддержка в сфере ИТ» и «Налоговая система». Существенный подъем произошел и в сфере «Наличия современной инфраструктуры», что, скорее всего, связано с почти отсутствующим ростом ставок на аренду офисных помещений (в долларовом выражении они даже существенно снизились). Многолетние наблюдения определили высокую зависимость изменения стоимости аренды и оценок «Наличие современной инфраструктуры».
Ухудшение оценки параметра «Обеспеченность кадрами и система образования» произошло на фоне рекордного прироста совокупной численности персонала софтверных компаний (что является результатом увеличения в вузах страны количества бюджетных мест по ИТ-специальностям, достигнутого ИТ-индустрией 5-7 лет назад). Неудовлетворенность компаний в 2020 г. связана с тем, что потребность в кадрах выросла еще больше.
Вадим Сабашный, генеральный директор «ЛАНИТ-ТЕРКОМ» (входит в группу ЛАНИТ, члены РУССОФТ): «Основное, с чем пришлось столкнуться ИТ-отрасли как, впрочем, и всем остальным отраслям, – это пандемия. Но, на мой взгляд, она стала стимулом, которого недоставало в последние годы. Изменилась работа с сотрудниками – больше никто не боится «удаленки», – стало больше доверия и меньше микроменеджмента. Цифровая трансформация общества уже произошла – люди стали больше доверять ИТ–решениям для удаленной работы, а средства командной работы стали использоваться активнее, в том числе за пределами ИТ-отрасли».
Поскольку в 2020 г. из-за пандемии было невозможно даже планировать зарубежные маркетинговые мероприятия, закономерно снизилась оценка соответствующей поддержки государством международного маркетинга.
В 2021 г. респонденты получили возможность прокомментировать в свободной форме данную ими оценку «Государственной поддержке в сфере ИТ». Этой возможностью воспользовалось 69% опрошенных компаний, что является очень хорошим показателем, если учесть преобладание среди участников исследования небольших предприятий, которым, как правило, сложно давать корректные полноценные оценки государственным органам из-за отсутствия регулярного взаимодействия с ними.
Если структурировать все комментарии, то получится, что чаще всего респонденты упомянули в позитивном ключе «Налоговый маневр» (23,3% респондентов). Еще 4,4% считает, что действия правительства, в целом, правильные. Стоит отметить, что удовлетворены получением грантов 2,9% респондентов. Это немного, но не все респонденты смогли вспомнить о получении грантов их компаниями. К тому же, гранты, в любом случае, могут быть доступны только небольшому кругу компаний. Если посчитать, что грантовая поддержка только начала по-настоящему работать, то почти 3% получивших их компаний является неплохим показателем.
«Нельзя не отметить налоговый маневр, понижающий страховые взносы, а также ставку налога на прибыль для IT-компаний. Это однозначно повышает конкурентоспособность отрасли и помогает расти. Если говорить, о росте и развитии, то здесь позитивным изменением стала программа грантовой поддержки от Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. Уверен, для многих компаний это может стать колоссальным плацдармом», — комментирует Павел Гуральник, генеральный директор ISPsystem (члены РУССОФТ).
В то же время, до идеала еще далеко. 14,1% опрошенных компаний считают, что «льготы это хорошо, но не всем доступны» или, что «для нас нет никакой поддержки». Следует отметить, что подобного недовольства совсем нет со стороны крупных опрошенных компаний, имеющих оборот более ₽1 млрд.
Бюрократию, которая мешает работать и является барьером, упомянули 3,9% респондентов, но затрудняет работу она, конечно, намного большему кругу компаний. Судя по всему, компании привыкли к сложности исполнения существующих процедур, и низкая значимость этой проблемы для респондентов связана с тем, что сложность преодоления административных барьеров не имеет явного тренда на увеличение.
Кроме того, стоит отметить, что 1,9% опрошенных руководителей компаний не довольны темпами и характером импортозамещения.
Претензий к правительству по поводу решения кадровой проблемы никто в комментариях не высказывал, но можно предположить, что еще не все возможное в этой сфере в последние годы было сделано. Резервы для увеличения предложения хорошо подготовленных специалистов существуют, но они еще даже не определены, а потому о том, насколько они велики, можно только гадать.