Трансграничные расчеты: актуальные решения и перспективы в России

Ограничение трансграничных платежей через привычные системы стало важным рычагом давления на российскую экономику со стороны недружественных стран. Введение новых санкций вынуждает всё активней искать альтернативные методы для расчетов с внешними партнерами. На пути новых механизмов расчетов возникает множество различных проблем, большинство которых  можно объединить в две категории — юридические и экономические.

Барьеры для трансграничных платежей 

Юридические проблемы особенно актуальны при организации платежей через сравнительно новые финансовые инструменты — ЦФА и криптовалюты. Правовые базы для их использования во многих странах еще недостаточно развиты, не говоря уже о том, что для международной деятельности их необходимо привести к некоему общему знаменателю. В противном случае крупные игроки разных стран (например, Мосбиржа в России) едва ли могут договориться об использовании активов для обмена. Другое решение — выпуск в одной стране зеркальных активов другой страны; но для этого, опять же, необходима достаточная совместимость правовых систем.

Экономические проблемы отчасти являются следствием юридических. Чем менее развита правовая база ЦФА (RWA) и криптовалют в одной стране, тем больше ей необходимо посредников для трансграничных платежей. Поэтому эксперименты с другими странами, проводимые здесь в рамках правового поля России, демонстрируют слишком большие потери на комиссиях. Это противоречит самой сути цифровых и криптоактивов. Одно из возможных решений здесь — создание зон с экспериментальным правовым режимом, где можно будет проверять любые гипотезы по развитию соответствующей правовой базы.

Трансграничные расчеты через ЦВЦБ (CBDC)

Цифровые валюты центрального банка (ЦВЦБ, CBDC) — это цифровые версии национальных валют, которые выпускаются и регулируются государственными центральными банками. Первые ЦВЦБ были запущены еще в начале 90-х, но повышенный интерес к ним возник сравнительно недавно, вместе с бурным развитием финтех-индустрии и расцветом блокчейн-технологий. Существует три основные модели организации трансграничных платежей с помощью ЦВЦБ:

  • Расширенная совместимость предполагает существование отдельных независимых экосистем ЦВЦБ. Здесь центральные банки сами разрабатывают свою регуляторику и методы взаимодействия друг с другом. Расчеты в ЦВЦБ происходят через банки второго уровня.
  • Взаимосвязанные системы подразумевают, что центральные банки сами договариваются об общих принципах и создают необходимую для работы инфраструктуру и интерконнекторы. С их помощью расчеты на билатеральной основе организуют сами центральные банки. Как правило, такие системы работают по схеме «платеж против платежа»: каждый банк переводит суммы в своей ЦВЦБ, а затем осуществляется клиринг.
  • Единая система с несколькими CBDC. Здесь центральные банки совместно создают единую технологическую платформу с общими интерфейсами и правилами. В этом случае расчеты осуществляются либо по многосторонней схеме «платеж против платежа», либо с помощью внутреннего синтетического стейблкойна.

Последнюю модель пробуют реализовать более чем в десятке проектов, наиболее известным из которых является mBridge — трансграничный оптовый проект BIS (Bank of International Settlements, Банк Международных Расчетов). В 2017 году он стартовал между Китаем и Гонконгом, затем к нему присоединились Таиланд и ОАЭ. В начале 2024 года в mBridge была проведена первая рабочая транзакция на сумму 50 млн e-дирхам (около $13,6 млн): китайская компания купила в ОАЭ танкер с нефтью. На данный момент это единственная система, где подобные расчеты уже работают. Кроме того, ведутся исследования и в сфере розничных трансграничных платежей. Здесь наиболее известен проект Icebreaker, в котором участвуют Банк Израиля, Norges Bank и Sveriges Riksbank. В марте 2023 года они провели тестовые платежи и сейчас занимаются дальнейшим развитием системы.

Вместе с центральными банками стран БРИКС+ Россия также работает над созданием общей расчетно-платежной инфраструктуры BRICS Bridge, которая позволит проводить платежи в национальных валютах, в том числе цифровых.

Платформа для трансграничных платежей Web3 Tech

Web3 Tech имеет огромный опыт в использовании блокчейна на благо экономики страны: наша компания является разработчиком многофункциональной блокчейн-платформы ФНС России, нескольких ЦФА-решений, включая ЦФА-платформу «А-Токен» Альфа-Банка и других финансовых инструментов на базе распределенных реестров. На основе проверенных технологий собственной, полностью российской блокчейн-платформы наша компания реализует свое решение для организации трансграничных платежей по трем схемам:

  • Внутристрановой клиринг. Операторы платформы, кредитные организации и поставщики ликвидности (финансовые и нефинансовые организации) устанавливают в своих контурах блокчейн-узлы платформы. Смарт-контракт платформы фиксирует запросы на оплаты от экспортеров и импортеров внутри страны, а затем проводит неттинг запросов. Экспортеры и импортеры осуществляют оплату через неттинг (на основе переуступки прав требований) или другим способом, например, через цифровые чеки. Поставщики ликвидности ликвидируют чистую позицию, межстрановое сальдо.
  • Цифровые чеки. Клиенты финансовых организаций в разных странах вносят национальную валюту на специальные счета и получают взамен цифровые чеки на предъявителя — токены, обеспеченные валютой на счете определенной финансовой организации. Затем на торговой площадке импортеры совершают взаимный обмен чеков, переводят их на адреса банка другой страны, забирают ответные чеки банка своей страны и соответствующую сумму договора.
  • Криптовалютные платежи. На платформе создаются смарт-контракты обращения и мосты для трансфера популярных криптовалют (USDT, USDC и т. п.) из публичных блокчейнов. Пользователи платформы приобретают криптовалюту на специальных торговых площадках и пополняют свой баланс на платформе. Там же затем проводятся взаиморасчеты.

Из трех моделей последняя требует наименьшего участия партнеров из других стран, поэтому в краткосрочной перспективе она представляется наиболее актуальной. Для ее реализации, конечно же необходимо закрепить в России правовую базу в сфере криптовалют.

Долгое движение к международным расчетам в криптовалюте в России

В июне на сессии Петербургского международного юридического форума первый зампред ЦБ Владимир Чистюхин призвал пробовать все возможные решения для нормализации международных расчетов. В июле зампред ЦБ Алексей Гузнов сообщил, что уже сформированы предложения по легализации стейблкойнов для международных расчетов: использование стейблкойнов может иметь определенные преимущества перед традиционными платежными сервисами в трансграничных расчетах.

Экспериментальная инициатива по использованию именно стейблкоинов может вырасти в постоянно действующую норму, также заявил Алексей Гузнов. По его словам, вопрос лишь в том, чтобы урегулировать всю цепочку, которая позволяла бы лицам переводить эти активы на территорию России, накапливать их здесь и использовать для трансграничных платежей.

Очевидным, на первый взгляд, выглядит использование самых популярных и ликвидных, обеспеченных стейблкоинов — USDT или USDC. Но их эмитенты достаточно сильно ориентируются на США, если вообще не аффилированы с американским правительством. Tether, эмитент USDT, официально объявил о сотрудничестве с правительством США, а обеспечение USDC вообще размещено на американских счетах. Очевидно, что использование подобных стейблкойнов сопряжено с высокими рисками блокировки активов. Эмитенты заблокируют российские активы при поступлении соответствующих указаний «сверху». Tether уже заблокировал миллионы USDT согласно постановлениям Управления по контролю за иностранными активами США..

В свежем докладе «Стейблкойны: как на них смотрят регуляторы разных стран» Банк России допускает, что необеспеченные алгоритмические стейблкойны (обладающие меньшей ликвидностью, но и большей степенью децентрализации) без права погашения могут соотноситься с уже предусмотренной российским законодательством правовой конструкцией цифровых прав Вместе с тем в мировой практике, в том числе в России, использование стейблкойнов в качестве внутреннего средства платежа запрещено, так как несет значительные риски для ценовой и финансовой стабильности государства. В целом формирование механизма общего обращения стейблкойнов в рамках ВЭД сейчас находится в стадии активного обсуждения. В качестве вариантов рассматривается применение правил, установленных для ЦФА, для иных цифровых прав и цифровых валют, а также разработка новой правовой базы.

«Надо сделать всё, чтобы колеса крутились»

Какая схема реализации станет основной для трансграничных платежей, пока неизвестно. Проблема становится острее день ото дня, и эксперты сходятся во мнении, что в этой гонке победит проект, который первым докажет свою жизнеспособность в условиях реального рынка.

«Из более мелкого, но в моменте важного — это международные расчеты. Вот надо сделать всё, чтобы колеса крутились. То, что казалось нам вчерашним днем, непопулярным — там, не знаю, свопы (в том числе центральных банков), какие-то клиринговые системы, использование крипты — все надо апробировать, все надо пробовать и как можно быстрее. Потому что не будет нормальных расчетов за продукцию по внешнеэкономической деятельности, для нашей и экспортно, и импортно зависимой страны это просто всё, это погибель», — заявил в июне этого года первый зампред ЦБ Владимир Чистюхин.

Related news
Artezio Named Among 15 Leading Java Development Companies
Auriga Showcased Its Digital Health Projects at Healthcare Summit
SearchInform solution is now available in Microsoft Azure