В последние годы в Нижнем Новгороде идет активное развитие цифровых технологий. Проведение международной конференции ЦИПР, строительство IT-квартала и новые образовательные программы подготовки айтишников – вот лишь малая часть развития этой отрасли в регионе. Как идет реализация проектов и станет ли Нижний Новгород IT-столицей России, в интервью радио «Комсомольская правда – Нижний Новгород» рассказал заместитель губернатора Нижегородской области Егор Поляков.
– Егор Николаевич, в первую очередь, хочу спросить про IT-квартал, который сейчас создается в Нижнем Новгороде, и входящий в него IT-кампус «НЕЙМАРК». На какой стадии этот проект, что уже сделано? И какие перспективы он открывает перед городом?
– Строго говоря, это два разных проекта – IT-квартал и IT-кампус. Они просто расположены рядом. Конечно, они будут тесно интегрированы – компании, которые будут работать в IT-квартале, будут иметь множество контактов с вузами, которые будут готовить специалистов в IT-кампусе. Но формально это два разных проекта. IT-кампус — это про высшее образование и фундаментальную науку, а IT-квартал — это про бизнес.
– Давайте тогда начнем с кампуса.
– IT-кампус – это вуз, предназначенный для подготовки специалистов в сфере IT. В рамках большой федеральной программы, реализуемой министерством науки и высшего образования, в стране строится 25 кампусов. Но есть только один, который целиком специализируется на сфере IT. Это наш нижегородский кампус. Этим он выделяется среди всех остальных проектов. Этот кампус включает в себя несколько площадок. Первая из них расположена на улице Большие Овраги. Там мы строим 18 корпусов общежитий. Степень готовности здесь самая высокая – около 70%. Уже к 1 сентября 2025 года мы планируем ввести в эксплуатацию эти 18 корпусов. Вторая площадка расположена на проспекте Гагарина, где находится университет Лобачевского. На третьей площадке будет расположен основной корпус университета. Но это более отдаленная перспектива, рассчитанная на 2026-2027 годы, когда планируется ввести в эксплуатацию вторую и третью площадки. Но кампус, это не только строительство, это еще и развитие фундаментальной науки. У нас в этом году созданы три научных центра, в которых будет концентрироваться фундаментальная наука. Один посвящен микроэлектронике, второй – искусственному интеллекту, третий – информационной безопасности. Это три сферы компетенции, в которых у нашей нижегородской айтишной отрасли есть своя экспертиза. Также в этом году мы запустили две сетевые программы подготовки специалистов по программам высшего образования. И туда уже прошло зачисление, там был большой конкурс. Одна программа по искусственному интеллекту запущена вместе с Высшей школой экономики, а программа по информационной безопасности – вместе с нижегородским Политехом. На эти программы заявились студенты с очень высокими проходными баллами. Среди них было и много иногородних студентов. Так что этот проект хорошо развивается.
– А как дела с IT-кварталом?
– Здесь другая история. Это большая площадка в центре города, рядом с Большими Оврагами, на пересечении улицы Маслякова и Малой Ямской. Там будет построен специализированный технопарк площадью 100 тысяч квадратных метров, предназначенный под размещение IT-компаний. Этот проект реализует один из крупнейших телеком-операторов в России, компания Эр-Телеком. Это частный проект, реализации которого мы помогаем – выделяем землю, освобождаем площадку от всевозможных обременений. Сейчас технопарк находится на стадии проектирования. Разработкой проекта занимается известное проектное бюро «Студия 44» из Санкт-Петербурга, которая проектировала и наш кампус. Это тоже очень амбициозный проект, технопарков такого масштаба в России нет. Ближайший аналог есть в Казани, но там IT-технопарк на 50 тысяч квадратных метров.
Пик дефицита IT-специалистов пройден
– А что нужно Нижнему Новгороду для того, чтобы стать IT-столицей России?
– В принципе мы и так неплохо выглядим в самом авторитетном отраслевом рейтинге «РУССОФТ». По уровню развития индустрии мы идем сразу после Москвы и Санкт-Петербурга. Эти города по понятным причинам мы в обозримые десятилетия не обгоним, просто в силу того, что там сосредоточены все ведущие вузы, которые готовят IT-специалистов. Они побеждают на международных олимпиадах и чемпионатах мира по программированию. Но в отдельных сферах у нас экспертиза как минимум не хуже – это искусственный интеллект, микроэлектроника, большие данные.
– Существует устоявшееся мнение, что айтишников не хватает. У нас в регионе их тоже не хватает?
– Начнем с того, что сейчас не хватает специалистов во всех отраслях народного хозяйства, не только в IT-индустрии. Просто сейчас экономика растет очень высокими темпами, людей не хватает везде — в промышленности, сельском хозяйстве, образовании, здравоохранении, строительстве. Что касается IT-индустрии, то сейчас пик дефицита уже пройден. Мы его перешагнули в 2022 году, когда отсюда ушли множество компаний, которые работали на Северную Америку и Европу. Но сейчас ситуация с дефицитом кадров стала значительно легче. Да, есть IT-специальности, где специалистов найти очень сложно. Например, большие данные, искусственный интеллект, но такая ситуация по всей стране.
Приток айтишников повлияет на бюджет региона
– IT-специалисты – это ведь очень высокооплачиваемая профессия. Даже 8-10 лет назад они получали высокие зарплаты. Развитие IT-сферы как-то повлияет на общий уровень жизни в регионе?
– Да, действительно средняя зарплата IT-специалистов в два с половиной раза выше средней зарплаты по экономике. Разумеется, это влияет на региональный бюджет. Половину нашего регионального бюджета составляет НДФЛ, налог на доходы физических лиц. Другими словами, это отчисления от заработной платы. Если мы развиваем IT-отрасль, где средняя зарплата в 2,5 раза выше, то и доходы кратно растут. Соответственно, чем выше зарплата, тем больше налогов и больше возможностей для региональных и муниципальных властей по развитию образования, здравоохранения, городской среды и так далее. Поэтому от того, что мы развиваем эту отрасль, бенефициарами станут все жители региона. Плюс надо понимать, что поскольку зарплаты у айтишников выше, чем в среднем по экономике, то у них и требования к качеству городской среды иные. И это тоже очень важно. Когда они приезжают – это показатель того, что город готов, он благоустроен, жить в нем комфортно. Так что чем больше таких высокопроизводительных рабочих мест, не только в сфере IT, тем лучше для региона в целом.
– Вы уже много рассказали о том, что делает сам регион. А есть ли какие-то планы международного сотрудничества в этой области? Есть ли какие-то предложения от иностранных компаний?
– У нас есть множество коммуникаций с другими странами. Мы ездим по всему миру, смотрим, что происходит в других странах, как развивается IT-индустрия. В частности, на самой главной отраслевой выставке ЦИПР, которая проходит у нас, мы стараемся посвящать много времени и сил формированию международного трека. На последнем ЦИПРе у нас было порядка десяти стран, которые участвовали в выставке. Но таких случаев, когда иностранцы здесь локализуют свое производство или пытаются выйти на нижегородский рынок со своими решениями, пока не было. Пока у нас из крупных иностранных компаний работает только HUAWEI, но дорогу осилит идущий. На следующем ЦИПРе еще больше выставочных площадей будет предоставлено иностранным компаниям. Что касается попыток русских компаний выйти на международные рынки, то там есть хорошие примеры. Нескольким нашим разработчикам удалось выйти и закрепиться на международных рынках – в Китае, в арабских странах, в Аргентине. Их не очень много, если честно, потому что это дорогое удовольствие – попасть на внешний рынок. И не все российские компании готовы к таким серьезным инвестициям. Тем более, что наш российский рынок растет очень высокими темпами. Так что сам Бог велел пытаться сделать что-то сначала здесь.
Искусственный интеллект на службе людям
– А как идет внедрение искусственного интеллекта в самой Нижегородской области?
– Искусственный интеллект — это важная современная технология, которая может сделать много полезного для бизнеса и региона. Что касается публичного сектора, то у нас есть несколько направлений, где мы довольно успешно применяем технологию искусственного интеллекта. Самый известный кейс — это речевая аналитика. Органы власти много общаются с жителями. У многих из них есть свои колл-центры, где идет коммуникация с людьми по всем ключевым вопросам. Чтобы объективно оценивать ее эффективность, и существуют технологии речевой аналитики. Такие системы позволяют анализировать, насколько наши сотрудники правильно взаимодействуют и насколько они полезны. Второй важный кейс — это видеоаналитика площадок ТКО. Мы ставим камеры для того, чтобы наблюдать, как убирают или не убирают мусор, какие нарушения допущены. Пока далеко не все площадки оборудованы такими системами искусственного интеллекта, но мы работаем над этим. Есть еще один кейс, который мы только что запустили – видеоаналитика дефектов дорожной инфраструктуры.
– А как это работает?
– Мы на автобус ставим программно-аппаратный комплекс. Грубо говоря, это видеокамера, которая снимает дорогу и все, что рядом с дорогой. Затем искусственный интеллект обрабатывает этот видеопоток и выявляет различные нарушения. К примеру, дорожную яму. Этот комплекс можно снять с одного автобуса, поставить на другой автобус или на автомобиль. Эту технологию мы запустили в восьми муниципалитетах. Если все хорошо пойдет, то масштабируем на другие муниципалитеты. Бурно развиваются технологии искусственного интеллекта в медицине. Все снимки КТ, МРТ можно глазами смотреть, а можно поставить задачу, чтобы искусственный интеллект выявлял там всевозможные нарушения и признаки наличия заболеваний. Все это уже успешно работает.