Цифровизация российской экономики — это данность не только для крупных и небольших компаний, но и для их потенциальных сотрудников, которые начинают предъявлять к работодателям требования по уровню автоматизации процессов. Бизнес вынужден соответствовать этим запросам, но при этом сохранять высокий уровень как внешнего, так и внутреннего периметра безопасности. Цифровые сервисы позволяют компаниям сохранять конкурентоспособность и повышать собственную безопасность. К таким выводам пришли участники дискуссии «Возможности или риск: бизнес в эпоху цифровой трансформации», которая состоялась на форуме «Искусство бизнеса», организованного СКБ Контур.
Уровень цифровизации в России уже сейчас высокий, при этом речь идет не только о бизнес-процессах, о которых часто вспоминают при разговоре о технологиях, но и о повседневной жизни, считает вице-президент, директор по ИТ эксплуатации и инфраструктуре «Ростелекома» Кирилл Песчаный. В пример он привел сложности, с которыми сталкивается каждый при ограничении мобильного интернета.
«В один из таких моментов я пытался вызвать такси, оплатить банковской картой покупку и сделать еще несколько привычных операций, все безуспешно. Приходит понимание, насколько реально мы зависим от цифры и от результатов трансформации. Не в бизнес-процессах, а в бытовых вещах. Так что можно сказать, что цифровизация — уже данность», — объяснил свое мнение Кирилл Песчаный.
“Цифра везде, — согласилась вице-президент по развитию бизнеса «Лаборатории Касперского» в России и странах СНГ Анна Кулашова. — И новое поколение, которое уже активно выходит на рынок труда, начинает предъявлять высокие требования к цифровизации рабочих процессов, под которые организации вынуждены подстраиваться. Драйвером цифровизации становится и дефицит кадров, поскольку технологии помогают предприятиям автоматизировать отдельные процессы», — считает Анна Кулашова.
При этом процесс цифровизации идет как в ширину, так и глубину российской экономики, добавил директор московского макрорегионального центра СКБ Контур Кирилл Синицын. Он привел пример электронного документооборота. Если раньше ЭДО пользовались в основном крупные компании, то теперь ценность и эффективность инструмента видят и небольшие бизнесы. По его словам, сейчас около 74% пользователей сервиса Контур.Диадок — микропредприятия, что свидетельствует о высоком уровне проникновения технологии во все сферы российской экономики.
«Но есть и другая тенденция — расширяется перечень документов и области применения ЭДО. В том числе с подачи государства, например, новые требования по передачи перевозочных документов в логистике, которые вступают в силу через год. Или как собственная инициатива бизнеса, когда появляется необходимость оптимизировать собственные процессы. Как один из примеров — кадровый ЭДО, внедрение которого переводит на электронный документооборот всех сотрудников компании», — пояснил Кирилл Синицын.
Несмотря на высокий уровень цифровизации российской экономики, технологическая независимость от иностранных технологий, в том числе от разработчиков, которые ушли с российского рынка, все еще на недостаточном уровне, считает заместитель директора по информационным и цифровым технологиям Росатома Андрей Королев. И, добавил он, этот вызов перехода предстоит принять не только разработчикам, которым придется заместить сервисы, но и молодому поколению, которому к ним придется приспособиться, научиться и привыкнуть работать.
Сейчас у многих компаний «фундамент подгнил», предупредил главный коммерческий директор Группы Астра Николай Прянишников. Он пояснил, что имеет ввиду информационную инфраструктуру бизнеса, которая раньше базировалась на иностранных технологиях. «Сейчас разработчики ушли, у кого-то закончилась лицензия, где-то не обновлялась — это создает угрозу, которую нельзя игнорировать», рассказал Николай Прянишников. По его мнению, российские технологии уже позволяют заместить иностранную инфраструктуру, пусть некоторых функциональностей и не хватает.
Не хватает российских технологий, к примеру, в ERP-системах. В этом сегменте есть много нюансов для крупных компаний, рассказала Анна Кулашова. Это связано с тем, что внедрение зарубежных систем всегда требовало индивидуального подхода и полного переписывания бизнес-процессов под каждую организацию. Именно в этом заключалось их конкурентное преимущество. Но новые российские технологии будут совершенствоваться, и мы довольно быстро их догоним.
Отвечая на вопрос модератора сессии шеф-редактора РБК Кирилла Токарева, какие инструменты must have для бизнеса, Кирилл Синицын выделил электронный документооборот. По его мнению, это связано не только с растущими требованиями регуляторов, но и экономией, повышением эффективности. “Для оформления одной перевозки необходимо создать 40 бумажных документов. Это серьезные затраты, как с точки финансов, так и временных и рабочих ресурсов, особенно для больших компаний. ЭДО значительно оптимизирует ресурсы логистических компаний. Тем более, что электронный документооборот развивается. Уже сейчас пользователи Контур.Диадока могут обмениваться документами с контрагентами из Китая, Белоруссии и Казахстана, что позволяет им эффективнее работать как в качестве экспортеров, так и импортеров», — рассказал Синицын.
ЭДО важен не только для сотрудничества с контрагентами, но и для повышения лояльности собственных сотрудников, в том числе их удержания. “Молодое поколение не готово, например, собирать все необходимые «бумажки» для оформления отпусков, отчетов о командировках и прочее. Цифровизация внутренних процессов, а также внедрение ИИ-технологий для минимизации рутинных задач — это уже вопрос мотивации сотрудников и удержания кадров”, — объяснил Кирилл Песчаный.
Важный элемент цифровой инфраструктуры организации — системы кибербезопасности. «Лаборатория Касперского» обнаруживает до 500 тысяч новых зловредных программ ежедневно. Построение защищенных инфраструктур начинается с анализа ландшафта и инвентаризации. Это затратный процесс, но он снижает до 80% нагрузки на безопасность. Тенденции показывают, что злоумышленники начинают все чаще проникать в организации через отдельных людей. Поэтому компаниям необходимо не только обновлять средства защиты, но и постоянно повышать уровень кибергигиены и цифровой грамотности сотрудников”, – отметила Анна Кулашова.
Необходимо ли продолжать инвестировать в цифровую трансформацию? По мнению Анны Кулашовой, дальнейшая цифровизация необходима — даже в условиях высокой ключевой ставки. Но эффективная цифровизация возможна только в том случае, когда компании понимают, какие внутренние процессы необходимо трансформировать и переводить в цифру. «Двигаться необходимо системно», — уверен Николай Прянишников. «Цифровизация продолжится, потому что это выгодно самим компаниям. Во-первых, сами технологии дешевеют для пользователей за счет масштабирования. Во-вторых, экономический эффект от цифровых сервисов только растет», — заключил Кирилл Синицын.