Ассоциация РУССОФТ представляет 6-й Рейтинг регионов по уровню развития индустрии разработки ПО — «Рейтинг регионов 2024», в котором впервые представлены региональные меры поддержки ИТ-бизнеса.
В новой версии «Рейтинга регионов» у аналитиков РУССОФТ появилась возможность не только отслеживать фактическое развитие софтверной индустрии на уровне субъектов федерации, но также изучить меры региональной поддержки бизнеса, которые влияют на это развитие. Соответствующая информация получена от представителей ИТ-отрасли двух десятков регионов – региональных органов власти и отраслевых объединений. Всего же в России не более 40 субъектов федераций, в которых есть признаки присутствия значимой индустрии промышленной разработки ПО, а именно — наличие крупных софтверных компаний с оборотом не менее ₽1 млрд и привлекательность для создания центров разработки для компаний из других регионов. В большинстве из 85 субъектов федерации, особенно имеющих невысокую численность населения, нет даже основы создания такой индустрии в виде собственной системы среднего и высшего образования, которая готовит необходимое количество специалистов.
Подготовленный рейтинг имеет большое значение не только для индустрии разработки ПО. Требования к условиям жизни и ведения бизнеса у софтверных компаний и их сотрудников оказываются одними из самых высоких в стране, если не самыми высокими, поэтому по «Рейтингу регионов» РУССОФТ можно интегрально судить об общем уровне образования, об условиях жизни людей и ведения технологического бизнеса по каждому субъекту федерации РФ. Конечно, та или иная позиция в данном рейтинге, а также её изменение — это только основание для более детального анализа, но важно, что РУССОФТ предоставляет базовую информацию для такого анализа.
В основном «Рейтинге регионов» ранжирование осуществляется по совокупному обороту софтверных компаний региона и удаленных центров разработки предприятий из других регионов. В этом рейтинге из года в год почти не встречается перемещений на более чем на 3-4 позиции, и они отражают скорее степень полноты собранных данных, чем реальные изменения в развитии софтверной индустрии. Тем не менее, эти перемещения могут случиться даже при сохранении позиций, занятых в предыдущей версии Рейтинга.
Например, в «Рейтинге регионов 2024» в первой семерке лидеров (Топ-7) никаких перестановок не произошло, но анализ всех показателей говорит о том, что разрыв между Москвой и Петербургом, занимающим уверенно 1 и 2 место соответственно, увеличился. При этом Нижегородская обл. неуклонно приближается к Петербургу, хотя на 2-е место в обозримом будущем претендовать не может.
Ранее претендентами на третье место являлись только Нижегородская и Новосибирская области. В «Рейтинге регионов 2024» к ним присоединились республика Татарстан и Свердловская обл. Все эти 4 региона хотя бы по одному из критериев, характеризующих размер софтверной индустрии, соответствуют этому месту.
Развитие индустрии разработки ПО в Самарской обл. продолжается высокими темпами, а рост компаний этого субъекта федерации примерно такой же, как у всех российских компаний. Тем не менее, анализ итогов 2023 г. показал, что у нее все же существует отставание от субъектов федерации Дивизиона B. Потому она, сохраняя уверенно 7-е место, перемещена в Дивизион C.
Мощный рывок с 16-го на 9-е место осуществил Краснодарский край. Отчасти этот подъем обеспечило увеличение совокупного оборота компаний региона на 35% при среднероссийском показателе 23%, но основная причина роста рейтинга заключается в полученных данных о работающих в этом регионе центрах разработки компаний других субъектов федерации. Если оценивать только совокупную выручку собственных компаний региона без корректировки на вклад удаленных центров разработки, Краснодарский край должен был бы находиться в рейтинге на 13-м месте. Можно предположить, что этот регион хорош для жизни, что привлекает специалистов из других регионов, и поэтому переезд в Краснодарский край имеет достаточно массовый характер. Началом отсчета развития Рейтинге регионов для Краснодарского края очевидно стало проведение зимних Олимпийских игр-2014 в Сочи, подготовка к которой вызвала мощное строительство и развитие инфраструктуры региона. По данным компании SkillStaff, он занимает 5-е место по наличию сотрудников для аутстаффинга. Стоит отметить также, что региональные меры поддержки ИТ-бизнеса у Краснодарского края одни из лучших в России.
Также заслуживает пристального внимания подъём республики Башкортастан с 28-го места на 14-е всего лишь за один год. Улучшение относительно других субъектов федерации имеется у Башкортостана почти по всем показателям. Скорее всего, условия для подъёма в рейтинге создавались уже давно, но на показателях эта работа отразилась только в версии Рейтинга 2024 г. Башкортастан после такого резкого подъема заслуживает более детального изучения.
Калининградская обл. в 2023 г. поднялась с 20-го места на 13-е, а в 2024 г. вернулась на 20-е место. Связаны такие перемещения, прежде всего, с уникальностью предоставляемых льгот для ИТ-компаний. До 2022 г. в Калининградской обл. было выгодно регистрировать софтверные компании из-за предоставляемых налоговых льгот. В 2022 г. аналогичные преференции появились для всех российских софтверных компаний. Из-за этого в 2023 г. произошло «возвращение» части компаний в регионы их фактического расположения.
Перестала Калининградская обл. быть привлекательной и для открытия удаленных центров разработки ПО. Если по количеству сотрудников этих центров регион в предыдущие годы занимал 7-9-е место, то по итогам опроса 2024 г. он оказался за пределами топ-50.
Доходы на душу населения
Показатель совокупного дохода (с учетом вклада удаленных центров разработки ПО) на душу населения позволяют сравнивать субъекты федерации с разной численностью жителей. Следовательно, не самые крупные регионы получают шанс занять высокое место за счет активности своих компаний.
Однако и в этих рейтингах лидируют Москва с Петербургом. При этом отрыв от третьего места очень велик, хотя и меньше, чем в рейтингах по совокупному обороту и экспорту.
В рейтинге по совокупному доходу софтверных компаний на душу населения с учетом вклада удаленных центров разработки ПО компаний из других регионов лидерство со значительным отрывом имеет Петербург, хотя оно в процентах и сокращается.
Ранжирование регионов по объему экспорта компьютерных услуг и прав на интеллектуальную собственность на душу населения дало несколько неожиданных результатов. Прежде всего, это третье место Республики Марий Эл. Однако по итогам 2021 г. эта республика была также на достаточно высоком 10-м месте. Подъем ей обеспечила одна компания, у которой экспорт не сократился при том, что почти у всех других российских ИТ-компаний произошло сокращение зарубежных продаж. Карелия переместилась за два года с 8-го на 5-е место. Из топ-10 исчезли Якутия и Вологодская обл., опустившись соответственно на 40-е и 20-е место, из-за того, что из России ушли региональные разработчики компьютерных игр, которые обеспечивали этим субъектам федерации высокие показатели.
Также неожиданным оказалось 21-е место Сахалинской обл. по экспорту компьютерных услуг и интеллектуальной собственности на душу населения, в которой сколько-нибудь значимая разработка ПО прежде не была видна. Регион, конечно, не очень большой по численности населения (500 тыс. человек), тем более значимо его достижение.
Потенциал развития индустрии программного обеспечения
Оценка уровня потенциала региона по развитию индустрии ПО производится с учетом следующих параметров: доля жителей, занятых в разработке ПО, общая численность населения и уровень среднего и высшего образования. Если уровень безработицы в регионе незначительный, то приток кадров в софтверную отрасль может обеспечить приток специалистов из других отраслей.
Наилучшему соотношению этих параметров почти идеально соответствует Московская область — не хватает только высокой безработицы. Однако проблема в том, что корректнее рассматривать Московскую обл., объединяя ее с Москвой. Если суммировать данные Москвы и Московской области, то общая агломерация (как и отдельно Москва) окажется на последнем месте по имеющемуся расчётному потенциалу развития индустрии разработки ПО. И поэтому мы не можем включить Московскую обл. в качестве региона с самым большим потенциалом развития софтверной индустрии. Этот потенциал у региона, несомненно, имеется, но для его более точного определения нужно проводить дополнительные исследования.
Если исключить из рассмотрения Московскую обл., то на первом месте в этом рейтинге оказывается Дагестан. При этом у региона высокий уровень безработицы. Действительно, потенциал у Дагестана самый высокий, но при этом низкий уровень школьной подготовки. Поэтому реализовать этот потенциал региону можно в лучшем случае лет через 5-10, если заняться плотно школьным образованием.
В Тюменской обл. образовательный потенциал в технической сфере достаточно высокий (8-е место в России по данным агентства RAEX), но школьное образование далеко не самое лучшее в России (63-е место). В этом есть серьезное противоречие, поскольку образовательный потенциал в технической сфере не может быть высоким при плохом школьном образовании. Тем более что в Рейтинге по участию в школьных олимпиадах регион занимал 19-е место в 2023 г. В регионе невысокий уровень безработицы при высокой средней зарплате. Возможно, что потребность в ИТ-специалистах восполняется их межотраслевым перераспределением.
Похожая ситуация в Башкортостане, но в этой республике всё-таки ниже средняя зарплата, чем в Тюменской обл. Судя по тому, что Республика Башкортостан серьезно поднялась в основном Рейтинге регионов РУССОФТ, имеющийся потенциал роста уже реализуется.
Так же как и Краснодарский край, который поднялся в основном рейтинге, а в 2023 г. имел самый большой рассчитанный потенциал после Московской обл. (по этому показателю он переместился на 9-е место).
Меры поддержки ИТ-бизнеса
В 2024 г. РУССОФТ впервые собрал данные о мерах поддержки индустрии ИТ на уровне субъектов федерации, что позволило сделать их дополнительное ранжирование. Это ранжирование основано на наличии комплексной поддержки и механизма мониторинга этой поддержки с оценкой эффективности каждой из региональных мер поддержки, а также на изменении позиций субъекта федерации в основном Рейтинге регионов РУССОФТ.
В первую очередь респондентами оценивалось наличие комплексной поддержки индустрии и охват всех возможных методов стимулирования развития, которые могут использоваться на уровне субъектов федерации. Средний балл оценки эффективности принятых мер был вторым по значимости показателем только для 4 регионов — Москвы, Петербурга, Нижегородской обл. и Новосибирской обл., от компаний которых было получено не менее 10 оценок.
По объемам бюджетного финансирования, выделяемым на поддержку ИТ-индустрии, с Москвой никакой регион соперничать не может, однако оценивался спектр мер поддержки. По этому показателю впереди оказалась Нижегородская обл. При этом в регионе существует механизм отслеживания эффективности по каждой мере. Поддержка московских экспортеров Московским экспортным центром работает намного эффективнее, но Москва не имеет отдельного перечня с мерами исключительно для ИТ-компаний и не предоставляет им льготу по УСН. Преимущество Краснодарского края в рейтинге регионов по мерам поддержки заключалось в том, что он поднялся в Рейтинге РУССОФТ на много позиций благодаря созданным условиям для проживания ИТ-специалистов. Кроме того, новые меры поддержки в нём вводятся очень оперативно.
Ранжирование регионов по мерам поддержки пока условное. Требуется иметь больше информации об их эффективности. При этом компании не всех регионов предоставили хотя бы перечень имеющихся мер региональной поддержки. По имеющейся информации можно выделить 6 регионов с самой лучшей системой мер поддержки ИТ-бизнеса: Нижегородская обл., Краснодарский край, Москва, Татарстан, Самарская обл., Новосибирская обл.
Полный текст доступен по ссылке: https://russoft.org/analytics/6-j-rejting-regionov-po-urovnyu-razvitiya-industrii-razrabotki-po-rejting-regionov-2024/.