18 ноября 2025 года прошел вебинар Комитета РУССОФТ по МСП «Использование трофейного научно-инженерного ПО системного моделирования, CAE, CAD, EDA, MBD, 1d, 2d, 3d, IDE». Спикерами выступили Евгений Васильев, коммерческий директор «Гамма-Тех», и Никита Богославский, генеральный директор ЦИТМ «Экспонента». Модератором встречи стал Виталий Лажинцев, руководитель Комитета РУССОФТ по МСП, генеральный директор Noosoft.
Главной темой обсуждения стали риски широкого использования трофейного инженерного ПО, особенно в оборонно-промышленном комплексе и критически важных отраслях.
Евгений Васильев подчеркнул, что в ряде зарубежных инженерных систем обнаружены встроенные механизмы, искажающие расчеты после отвязки от лицензии. Это уже приводило к серьезным последствиям в реальных проектах:
«В ряду инженерного софта встроена функция: когда его отвязывают от ключа, расчеты становятся некорректными, умножаются на какой-либо неверный коэффициент. И модель при этом сходится — это становится понятным, когда уже везут изделие в эксплуатацию или на полигон. И получается так, что созданный продукт не отвечает ни требованиям безопасности, ни возможности его эксплуатации. То есть, условно, радар должен смотреть прямо, а он смотрит вверх».
Он отметил, что проблема системная: трофейный САПР используется повсеместно — от машиностроения до микроэлектроники. При этом многие образовательные программы продолжают готовить специалистов на нелицензионных продуктах, давно покинувших российский рынок:
«Архитектурно-строительные вузы до сих пор выпускают своих студентов, где в дипломе написано знание Автокад. Когда он уже откровенно хлопнул дверью и ушел из России. Даже чтобы отдать бесплатно российский продукт, приходится предлагать очень серьезные усилия».
Никита Богославский сосредоточился на экономических причинах, по которым предприятия не спешат отказываться от трофейного софта. Он подчеркнул, что лицензионность ПО никак не влияет на получение и сдачу госконтрактов, из-за чего компании не видят стимула менять текущие практики:
«Доход предприятий, получение госконтрактов, сдача госконтрактов не зависит напрямую от лицензионности софта. Это ключевая причина. Из-за неопределенности и страха, что будет, если вскроется нелицензионное ПО, туда просто не лезут. Это серая тема, закрытая. Прикрыта тем, что “когда-то купили вечные лицензии”, хотя используются давно более современные взломанные версии».
Эксперт также отметил, что использование трофейного ПО почти всегда сопровождается рисками утечки данных. Зарубежные вендоры получают техническую информацию о каждом запуске нелицензионных копий — включая IP-адреса, MAC-адреса и характеристики рабочих станций.
«Мы получали подробные отчеты — сколько тысяч раз, на каком IP-адресе, с какого имени компьютера, какие MAC-адреса было запущено ПО. Этот модуль встроен как “спящий”, он активируется, когда замечает нарушения. Он начинает звонить домой и передавать данные. Это действительно массово работает».
В качестве альтернативы жестким запретам и уголовному преследованию Никита Богославский предложил мягкий финансовый механизм добровольной сертификации, позволяющий предприятиям выбирать между проверкой цифровых активов и специальным взносом в бюджет. Такой подход, по его словам, способен стимулировать переход на лицензионные решения без давления и рисков парализации работ:ноте.
«Нам нужно лоббировать мягкую финансовую меру, но достаточно чувствительную. Чтобы у широкого круга управленцев было перед глазами число, которое они могут либо сэкономить, либо не платить. Это экономический рычаг, который позволит принять решение: продолжать как привыкли или начать переход на российский софт».
Также во время встречи удалось обсудить репутационные риски, неполную готовность отдельных отраслей к переходу, дефицит кадровых компетенций, барьеры внедрения в вузах, архитектурные особенности облачных лицензий, а также стратегические последствия накопления трофейного ПО в экономике.
Благодарим спикеров за глубокую экспертизу и участников за содержательную дискуссию. Запись вебинара доступна ниже.