English

А чем занимается Гена?

21 ноября 2019

13-16 ноября 2019 года в Хьюстоне проходили финалы всемирных соревнований по разработке и дизайну программ Topcoder Open 2019. По разработке таких треков (номинаций – ред.) было два.

Topcoder Open Marathon включал в себя четыре онлайн-раунда. В каждом из них участникам давалась одна задача, решение которой неизвестно даже её автору. Каждому участнику за отведённое время требуется написать программу, наиболее эффективно решающую поставленную задачу. Проверка решений осуществляется тестированием. В результате отбирались 12 лучших по числу баллов участников, которые участвовали в очном соревновании. Финал продолжался десять часов. Для того чтобы стать победителем, необходимо было набрать максимальное число очков.

Topcoder Open Algorithm – это трек, посвященный «классическому» спортивному программированию. Участники этого трека должны решить предложенные задачи, используя языки программирования Java, C#, C++ или Python, причем на решение поставленных задач им отводится всего полтора часа.

Геннадий Короткевич вышел в финал сразу в двух треках: «Алгоритм» и «Марафон». Впервые в истории этих соревнований победителем двух финалов стал один и тот же участник – Геннадий.

А вот ещё каких выдающихся результатов в этом году добился Гена.

Менее месяца назад – 25 октября – он в Дублине в третий раз выиграл другие всемирные соревнования по программированию – Facebook Hacker Cup 2019.

Девятого августа в Сан-Франциско прошел финал соревнования Google Code Jam. В нём в шестой (!) раз подряд (!) победил Геннадий.

27 апреля в Дублине прошел финал Google Hash Code 2019 – командной олимпиады, задания которой компанией Google максимально приближены к реальным. Для участия в финале по результатам предварительного квалификационных соревнований, в которых участвовали тысячи команд со всего мира, была отобрана 41 команда по два-четыре человека. Первое место заняла команда, состоящая из наших выпускников – чемпионов мира по программированию разных лет Геннадия Короткевича, Нияза Нигматуллина и Бориса Минаева.

23, 24 февраля прошел Bioinformatics Contest 2019 Final Round, для участия в котором было допущено более 400 участников. Из них 247 участников набрали очки. С большим отрывом победил Геннадий Короткевич, который набрал 6310 баллов из возможных 6650 баллов. Вот как прокомментировал во «ВКонтакте» победу Гены организатор этих соревнований Лёша Сергушичев: «Идет Гена по лесу, видит контест проходит. Сел за него и … победил».

17 февраля Гена с Борисом Минаевым выиграли крупнейший в Индии чемпионат по спортивному программированию CodeChef SnackDown-19. В этом соревновании со всего мира приняли участие 27 877 команд по два человека, из которых в очный финал вышло 38 команд.

Андрей Анненков (редактор портала «Экспертный центр электронного государства») так прокомментировал успехи Геннадия: «Понимаю, что такое играть в футбол, теннис, шахматы, и могу со знанием дела наблюдать, как это делают профи, даром, что сам любитель. В программировании же я профи – деньги этим зарабатывал. Однако всякий раз, когда вижу задания финалов ICPC, испытываю недоумение: как они это решают? Так что для меня небожители не Месси, не Федерер и не Алехин, а Короткевич (+ Станкевич + Парфенов + Шалыто)».

Как говорится, комментарии излишни. Ан нет: далеко не все считают, как Андрей. Даже человек, имеющий много лет самое непосредственное отношение к проведению олимпиад по программированию, спросил меня после очередной победы Геннадия: «А чем занимается Гена?»

Так как этот человек много лет болеет за «Зенит», то я ответил по-еврейски – вопросом на вопрос: «А чем занимается Дзюба? (популярный футболист, ныне выступает за «Зенит», высшее спортивное достижение – однократный чемпион России – ред.)», и сам сказал: «Играет в футбол, а когда получается – забивает голы».

Что же ждать в этом отношении от других людей, далёких от спортивного программирования.

Хорошо, что Андрей не задал мне тот же вопрос, так как ему, как фанату «Спартака», пришлось бы отвечать мне, чем занимается Зобнин.

Указанный вопрос далеко не нов для меня.

В приложении к газете «Коммерсант» (Наука, Приложение № 39 от 27.09.2018, с. 35) была опубликована статья о Геннадии Короткевиче с характерным названием, предложенным мною: «Он уже вошел в историю человечества».

Горжусь названием, а также приведёнными в статье словами Гены, сказанными им на моем юбилее: «Я сижу за столом чемпионов, что очень для меня ценно. Важно и то, что я могу находиться в своей компании. Это всегда было для меня смыслом жизни и тем, что меня очень вдохновляло».

Горжусь также и последним абзацем этой статьи, предложенным мной: «Гена молод, гениален и красив, он уже вошел в историю человечества и сам способен решить, нужно ли ему входить в нее ещё раз».

Эта фраза вызвала раздражение некоторых моих знакомых (слишком молод, чтобы его называли гениальным), а кое-кто не понял, что я имел в виду. Первым по бессмысленности утверждения отвечать не буду, а вторым – поясню. Вхождение Гены в историю человечества подробно описано в «Википедии», но многим этого мало: от него ждут второго вхождения в историю, например, путём построения нового Google или получения Нобелевской премии, забывая при этом о том, что он – выдающийся спортивный программист.

Интересно, что никому из великих спортсменов, кроме Гены, почему-то, такие требования не предъявляются. Расскажу историю. Один мой IT-знакомый очень любит большой спорт, и поэтому, когда оказывается за «кордоном», с удовольствием ходит смотреть баскетбол с Леброном Джеймсом и хоккей с Александром Овечкиным.

При этом никогда ни от него, ни от кого другого, я не слышал предположения, что, вот, закончат они заниматься спортом и начнут строить свой Google. И ещё. Однажды я позвонил этому знакомому, а он оказался в Софии на чемпионате мира по художественной гимнастике. Естественно, что я не забыл спросить, а не строят ли сестры Аверины свой Google? Оказалось, что нет – «просто» занимаются художественной гимнастикой. Почему им всем можно заниматься любимым делом, а Гена должен что-то там еще «строить».

Возможно, что весь этот сыр-бор по поводу будущего Гены связан с тем, что нет такого вида спорта, как «спортивное программирование», а раз так, то это не работа, а развлечение, за которым, по мнению большинства, должно последовать настоящее дело. Недавно я опубликовал текст «О создании федерации спортивного программирования», в котором рассказал о своих усилиях в этом направлении, и о том, что ребята по определённым причинам не хотят, чтобы она появилась.

Об авторе: Анатолий Абрамович Шалыто – д.т.н., профессор факультета информационных технологий и программирования университета ИТМО.

Источник
Новости по теме
Итоги XIII Международной олимпиады работодателей в сфере информационных технологий «IT-Планета 2020/21»
Россия установила абсолютный рекорд Азиатской школьной олимпиады по физике
Почему программисты из России побеждают на международных олимпиадах? Слово — чемпиону мира