Есть стереотип, что в России умеют делать только плохие копии иностранных ИТ-решений. Но софт российской разработки вполне конкурентоспособен.
Генеральный директор ISPsystem
Окончил университет Уэльса, Бангор, получил степень бакалавра в области банковского дела и финансов. Возглавляет компанию ISPsystem в качестве генерального директора
Есть стереотип, что в России умеют делать только плохие копии иностранных ИТ-решений. Но софт российской разработки вполне конкурентоспособен. Спрос на него был заметен задолго до появления на мировом рынке тенденций к выделению технологического суверенитета, и этот спрос продолжает расти.
Уход большого количества вендоров ПО из России обеспечил рост интереса к российскому ПО внутри страны — импортозамещение сегодня во главе угла. Но судя по аналитике, ситуация на внешнем рынке выглядит не столь радужно.
В 2023 доходы от экспорта в долларовом эквиваленте снизились на 30%. Вполне предсказуемо использование российского ПО сокращается в США и странах ЕС — всему виной санкции. Аналитики Руссофт отмечают также сокращение количества компаний-разработчиков ПО, у которых в принципе есть внешние контакты (с 2,4 тыс. в 2022 году до 2 тыс. в 2023), хотя ранее их число со временем почти не менялось. Скорее всего часть компаний просто полностью переориентировались на внутренний рынок, поскольку работать за рубежом стало сложно или невозможно, но в то же время внутри освободились интересные рыночные ниши и вырос спрос.
Анализируя эти цифры, стоит учитывать три момента.
Во-первых, статистика Руссофт до 2023 года включала в себя данные по центрам разработки зарубежных компаний, которые на тот момент размещались в нашей стране. После событий 2022 года они были либо закрыты, либо выведены из России. Соответственно, их оборот в статистике более не участвует — отсюда немалая часть сокращения рынка.
Во-вторых, те же аналитики отмечают, что с начала 2022 года статистика по экспорту даже у компаний, которые продолжили работать с зарубежными партнерами на «дружественных» рынках, стала менее доступна. Компании не афишируют свою экспортную деятельность и не отражают доходы от нее в бухгалтерии основного юридического лица. Иногда они даже не переводят эти средства внутрь страны, используя их на оплату «внешних» офисов и сотрудников. В отчете Руссофт отмечаются разночтения между данными разных опросов. На вопрос о доле экспорта по итогам 2023 года некоторые респонденты указывают «0», но в другом вопросе сообщают о присутствии на зарубежных рынках именно в 2023 году. Таким образом, предположительно сокращение экспорта могло быть менее 30%.
В-третьих, есть много «дружественных» рынков, где наше ПО использовалось ранее и продолжает использоваться по сей день. Это страны БРИКС, регион Персидского залива, Азия, Африка и Латинская Америка. Во многих странах уже активно применяются российские технологии. Традиционно это антивирусные решения и прочие инструменты обеспечения кибербезопасности, средства управления проектами и ведения электронного документооборота, ПО для видеоконференцсвязи и образовательные платформы.
Мы также продаем решения зарубеж — они используются в Беларуси, Казахстане, Бразилии, Сербии, Гонконге и др. — в общей сложности в 53 странах. Наибольшим спросом пользуются VMmanager, BILLmanager и DCImanager.
Расширение долей на «дружественных» рынках — процесс непростой. Локализация решения, не только с точки зрения языка, но и с позиции местного законодательства (как это требуется, например, для систем электронного документооборота) — это затраты разработчика, которые окупятся только если локальный рынок имеет достаточный объем и есть перспективы спроса на решение с учетом того, что конкурировать, возможно, придется в том числе и с ушедшими западными инструментами. Кроме того, всегда есть риски ведения внешних финансовых операций из-за опасности вторичных санкций со стороны США и ЕС. Однако многие российские разработчики готовы соперничать с зарубежными конкурентами на этих рынках, в том числе за счет моделей развертывания — противопоставить облачным сервисам из западных стран надежные инструменты для локальной установки. В условиях укрепления технологического суверенитета дружественных стран это особенно востребовано.
По итогам 2023 года аналитики Руссофт отмечают сокращение количества компаний, получающих доходы от «дружественных» рынков. Но российский бизнес переориентируется быстро. В итоговых показателях за 2024 год, которые мы увидим ближе к 2025 году, стоит ожидать более оптимистичную картину.