English

ИТ-отрасли грозят проблемы с высококвалифицированными молодыми кадрами

28 июля 2020

О том, что основным ресурсом ИТ-компаний является персонал, говорит хотя бы то, что именно на него, по оценкам АПКИТ, РУССОФТ и других ассоциаций, приходится до 80% расходов данных компаний. О важности подготовки, развития и удержания ИТ-специалистов свидетельствует и наличие в рамках НП «Цифровая экономика» федеральной программы «Кадры для цифровой экономики», расходы на которую на этот год запланированы в размере 13 335,81 млн. руб., а на будущий — 22 456,74 млн. руб. (практически полностью из федерального бюджета).

Пять категорий ИТ-специалистов

Тут, конечно, возникает вопрос, кого именно считать ИТ-специалистами, и о каких именно специальностях (направлениях обучения) шла речь, когда, выступая в июле этого года в Госдуме с отчетом о работе правительства премьер-министр Михаил Мишустин озвучил, что в этом году в нашей стране ИТ-первокурсников будет на 20% больше, чем в минувшем, а в 2024-м их станет в 2,5 раза больше, чем в 2019-м.

Официальный ответ на этот вопрос дает приказ Минэкономразвития № 41 от 24.01.2020 «Об утверждении методик расчета показателей федерального проекта „Кадры для цифровой экономики“ национальной программы „Цифровая экономика Российской Федерации“». В нем есть перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования, используемый при расчете показателя «число принятых на программы высшего образования в сфере информационных технологий и по математическим специальностям», содержащий свыше 20 кодов, разбитых на пять укрупненных групп специальностей (УГС):

  • математика и механика (01.00.00);
  • компьютерные и информационные науки (02.00.00);
  • информатика и вычислительная техника (09.00.00);
  • информационная безопасность (10.00.00);
  • электроника, радиотехника и системы связи (11.00.00).

Важно отметить, что так было не всегда. Раньше, с точки зрения Минобрнауки, айтишными считались лишь специальности, которые ФГОС’ы ВПО относили к семейству 09.00.00. Именно по этим специальностям и было предусмотрено резкое увеличение количества «ИТ-бюджетных» мест в российских вузах с 24 992 в 2014/2015 учебном году до 32 806 в 2015/2016 учебном году и до 42 833 в 2016/2017 учебном году. Для сравнения: согласно ныне действующей редакции ФП «Кадры для цифровой экономики» в этом году количество бюджетных мест в вузах по ИТ-cпециальностям должно увеличиться до 60 000, а в 2024 г. количество ИТ-первокурсников на бюджетных местах предполагается увеличить до 120 000 человек.

Претворятся ли эти планы в жизнь? Проще говоря, найдется ли достаточное количество молодых людей, желающих поступить в вузы по 20 с лишним ИТ-cпециальностям?

Темпы роста спроса на ИТ-специалистов превышают темпы роста числа желающих ими стать

В этом году, видимо, найдется. Но, как говорится, со скрипом. Из июльского пресс-релиза Рособрнадзора следует, что в нынешнем году в ЕГЭ по информатике и ИКТ приняли участие 83 610 человек, что на 3554 человека (на 4,44%) больше, чем в 2019-м. То есть это те люди, которые достаточно серьезно заявили о своем намерении получить высшее образование в области ИКТ. Проще говоря, решили стать ИТ-первокурсниками. Эти цифры говорят о росте интереса к ИТ-профессиям, но совсем незначительном. Ведь, как мы уже отмечали, если сейчас в год нашей стране требуется около 220 тыс. новых ИТ-специалистов, то к 2024 г. эта потребность повысится до 300 тыс. То есть одними новоиспеченными бакалаврами и магистрами эти вакансии не заполнить.

Обратите внимание и вот на что: в этом году количество бюджетных мест в вузах по ИТ-cпециальностям должно увеличиться на 20%, а количество выпускников, желающих эти места заполнить — лишь на 4,44%. Понятно, конечно, что ИТ-абитуриентами становятся не только выпускники школ соответствующего года. Но существенный разрыв в темпах роста этих двух показателей вызывает озабоченность и требует принятия эффективных «ИТ-образовательных маневров».

Справедливости ради необходимо отметить, что наиболее дальновидные ИТ-предприниматели еще в 2012 г. году обращали внимание на необходимость повышения престижа ИТ-специальностей среди школьников. При этом высказывалось много интересных идей достижения данной цели. Видимо, есть смысл вернуться к обсуждению идей в этой области и предпринять конкретные шаги. А то ИТ-отрасли уже в обозримом будущем могут грозить серьезные проблемы с высококвалифицированными молодыми кадрами. Да и не только ИТ-отрасли, но и компаниям, в штатном расписании которых немало ИТ-cпециалистов.

Напомним: в недавнем исследовании «ИТ-кадры для цифровой экономики в России. Оценка численности ИТ-специалистов в России и прогноз потребности в них до 2024 г.», проведенном АПКИТ по заказу Минкомсвязи и при поддержке АНО «Цифровая экономика», отмечалось, что в настоящее время в нашей стране общая численность ИКТ-кадров составляет около 1,8 млн. человек, из которых 0,95 млн. заняты в ИТ-сфере в организациях различных отраслей экономики и в госучреждениях, 0,5 млн. — в ИТ-отрасли, и 0,35 млн. — в сфере телекоммуникаций.

О разнообразии вузов, готовящих ИТ-специалистов

Есть проблемы и у тех, кто решил получить высшее ИТ-образование. Главная из них: какой вуз и какое направление обучения выбрать? Выбор здесь огромен. Из сайта «Статистика российского образования», который ведет ФГАУ НИИ ИТТ «Информика», следует, что в настоящее время система высшего образования нашей страны объединяет 607 государственных и 358 негосударственных вузов, в которых обучается 4,7 млн. человек. При этом преподавательский состав государственных вузов включает 265 тыс. человек, из которых 153 тыс. — кандидаты и доктора наук. В негосударственных вузах насчитывается свыше 42 тыс. преподавателей. То есть возможности негосударственных вузов нельзя недооценивать, но и нельзя переоценивать.

Член Рабочей группы по кадрам для Цифровой экономики и координатор Комитета по образованию АПКИТ Игорь Кузора полагает, что ныне в нашей стране ИТ-бакалавров по тем или иным ИТ-специальностям, перечисленным в вышеупомянутом приказе Минэкономразвития № 41, готовят 360-370 вузов. То есть примерно каждый второй вуз страны. При этом насчитывается 350 вузов, готовящих бакалавров по УГС «Информатика и вычислительная техника» (09.00.00); 114 вузов — по УГС «Электроника, радиотехника и системы связи» (11.00.00) ; 98 вузов — по УГС «Информационная безопасность» (10.00.00) и 94 вуза — по УГС «Компьютерные и информационные науки» (02.00.00).

Так какой вуз лучше выбрать? На этот вопрос Игорь Кузора отвечает так: «В рамках в профессионально-общественной аккредитации АПКИТ проводит экспертизу ИТ-образовательных программ на их соответствие профстандартам в области ИТ. Результаты этой экспертизы показывают, что даже в очень сильном по тому или иному рейтингу вузе может быть не очень удачная ИТ-образовательная программа, и наоборот. Хотя такие несоответствия — скорее исключения из правил. На мой взгляд, из всех рейтингов вузов особый интерес представляет „Рейтинг технических вузов России 2020. Список лучших вузов по уровню зарплат выпускников 2014–2019 гг.“. В его топ-10 вошли вузы, выпускники которых стали Нобелевскими лауреатами, а студенты являются победителями крупнейших международных студенческих олимпиад. Тренды, обозначенные в этом рейтинге, аналогичны другим, но он интересен он тем, что дает общее представление о перспективах людей, выбравших ИТ-профессии».

Резюме. Все решают не просто кадры, а высококвалифицированные кадры

Впрочем, среди основных задач ФП «Кадры для цифровой экономики» значится не только подготовка большого количества ИТ-специалистов (до 120 тыс. человек в год), но и еще большего (до 800 тыс. человек в год) количества специалистов, обладающих, причем на современном уровне, компетенциями в области ИТ. Как обеспечить не только количество, но и качество этих специалистов — тема отдельного разговора.

Подчеркнем: на разного рода ИТ-конференциях речь, как правило, заходит не о дефиците ИТ-кадров и кадров, обладающих компетенциями в области ИТ, а о дефиците высококвалифицированных кадров. То есть кадров, способных использовать самые современные информационные технологии для решения конкретных задач, стоящих перед предприятиями и организациями.

Источник
Новости по теме
Итоги работы министерства цифрового развития и связи Новосибирской области в 2023 году
Взломать и строить: власти намерены уже весной легализовать деятельность «белых» хакеров
МГУ переходит с Microsoft на "Мой офис" и "Яндекс 360"