Фонд «Сколково» до конца 2021 г. прекратил принимать заявки на гранты по всем программам, которые финансируются Минфином. Все заявки, присланные позднее вторника, 14 июля, рассмотрят в следующем году.
Ограничения не распространяются на грантовые программы, которые финансируются за счет других источников, в том числе на соглашения, в которых «Сколково» выступает в качестве оператора. В пресс-службе «Сколково» не ответили, сколько резидентов фонда пользовались минфиновскими грантами и сколько денег министерство ежегодно выделяло на поддержку стартапов.
Вчера, 16 июля, сообщение о прекращении финансирования по грантам Минфина разослали всем резидентам «Сколково». Представители кластера SkolkovoSpace в своем телеграм-канале отрегировали на новость так: «Печальная новость для наших участников. Тем не менее, у нас еще есть целый ряд других инструментов поддержки помимо грантов, требующих правда индивидуальной проработки с проектным менеджером Фонда».
Аналитик «Фридом Финанса» Евгений Миронюк отмечает, что российских венчурных фондов с исключительно госфинансированием нет, хотя и есть на 100% принадлежащие государству. «Российская венчурная компания», «Российская ассоциация венчурного инвестирования», «Сколково», Фонд развития интернет-инициатив, фонды «Ростеха», «Росатома», «Роскосмоса», «Роснано» — все они финансируются прежде всего госкорпорациями в партнерстве с госбанками, например с ВЭБом и «ВТБ». «Временное прекращение приема заявок на гранты не распространится на другие венчурные фонды, получающие финансирование от прогосударственных структур, — считает Евгений Миронюк. — К тому же речь идет лишь о грантах, финансируемых напрямую Минфином».
По информации «Сколково», прием заявок на гранты возобновится 1 января 2021 года. «Ввиду определенной развитости российского венчурного рынка, который существует уже около 15 лет и существования многих частных фондов данная приостановка приема заявок в «Сколково» не сильно скажется на технологическом развитии компаний», — полагает представитель «Фридом Финанса».
Во-первых, инноваторы будут искать другие источники финансирования — в корпорациях, у традиционных частных венчурных инвесторов, говорит аналитик «Финама» Леонид Делицын. Во-вторых, по словам специалиста, такое развитие событий было ожидаемо: искусственно созданный инновационный центр как объединение большинства отечественных инноваций под одним брендом сам по себе не устойчив к катастрофам. «Устойчивы распределенные системы, а не сконцентрированные в одной точке. Вполне вероятно, что лоббистский ресурс сторонников именно этого проекта за десять лет значительно ослаб. Секвестирование средств проекту флагману, относящемуся к другому времени и другому президенту, не все сочтут трагедией. Жизнь и инновационная деятельность в других технопарках и кластерах тоже будет продолжаться», — подытожил эксперт «Финама».