Открывший дискуссию Валентин Макаров, президент РУССОФТ, привел предварительные данные по экспорту ИТ-отрасли за 2022 год для ознакомления с существующими условиями рынка и его действующими трендами:
«В 2022 году из России ушли центры разработки иностранных компаний, которые давали 10-12% всего экспорта ПО и услуг по его разработке. В связи с этим наши экспортеры пережили два шока за год: сначала санкции запретили иностранным клиентам работать с российскими компаниями, потом появился запрет на финансовые транзакции с Россией, который до сих создает много проблем как в работе с недружественными, так и с дружественными странами. Из-за первичных и вторичных санкций объем зарубежных продаж в недружественные страны снизился на 15%-20%. Параллельно с этим, те компании, которые остались в России, показывают рост зарубежных продаж за год до 5%. Наши экспортеры переориентировались на дружественные страны — в первую очередь, на страны ЕАЭС, Юго-Восточную Азию, Ближний Восток, Латинскую Америку. Другой тренд, который явно проявил себя в 2022 году, это реальное импортозамещение. Через Фонд РФРИТ государство выделило около 13 млрд рублей на импортозамещение ПО, что приведет к росту продаж и в значительной мере компенсирует снижение экспорта. Таким образом, общий объем продаж в 2022 снизился незначительно (не более 10%), а в 2023 году индустрия разработки ПО может выйти на показатели выше рекордного 2021 года»,— сообщил модератор.
«Важно говорить не просто об импортозамещении, а об опережающем развитии. Российские разработки должны быть устремлены в будущее. В этом вопросе важно ориентироваться на передовые технологии на основе искусственного интеллекта. Content AI этот вызов уже приняла и готов вести клиентов по пути цифровой трансформации».
«Прошлый год стал переломным для ИТ-отрасли. В 2023 развитие ИТ продолжит идти активными темпами, в частности нам предстоит создать технические решения, которые нужны для приобретения полноценного технологического суверенитета. Тенденция не замедлится, особенно на фоне спроса от рынка и поддержки, которая существует сейчас. Однако стоит отметить развитие инсорсинговой разработки в госкомпаниях: акцент делается на увеличение и развитие отделов внутренней разработки, которые обслуживают все департаменты. В долгосрочной перспективе такой подход может пагубно сказаться на эффективности развития всей индустрии. В условиях ограниченных кадровых, технологических и временных ресурсов крайне важно не дублировать усилия, а отдавать приоритет более эффективным участникам рынка».
«Уход западных компаний и необходимость в сжатые сроки перевести ИТ-инфраструктуры на отечественные решения привели не только к росту спроса, но и к новым задачам. Например, отсутствие возможности осуществить миграцию без выстраивания параллельной ИТ-инфраструктуры влекут за собой не только трату дополнительных ресурсов, но и риски, связанные с отсутствием «права на ошибку». Для выхода из сложившейся ситуации РЕД СОФТ разработала решение для «мягкой» миграции РЕД АДМ».
«Вторая половина года стала ударной по количеству пилотов и запущенных проектов. Опыт показал, что именно экосистемный подход отвечает требованиям заказчиков в реализации комплексных проектов. Это и определило наше движение от чисто продуктовой к продуктово-сервисной модели бизнеса».
«Технологический суверенитет возможен при наличии собственных технологий, для операционных систем — собственной открытой инфраструктуры разработки. Проект «Сизиф» на серверной инфраструктуре «Базальт СПО» 20 лет создает и развивает такую оригинальную инфраструктуру. Переход на российские решения — длительный процесс. Важнейшую роль играет возможность работы в гетерогенной инфраструктуре и широкая база совместимости с другими российскими и международными продуктами. «Базальт СПО» отвечает обоим требованиям: обладает не только развитой и надежной партнерской экосистемой, но и инструментами постепенной миграции групповых политик ActiveDirectory на оригинальные свободные решения управления сетями, в том числе крупными предприятиями и организациями. Мы также объединяем сообщество разработчиков ПО вокруг проекта «Сизиф», формируя пласт ИТ-специалистов, которые качественно решают поставленные рынком задачи».
«Уход с рынка иностранных компаний в 2022 году обеспечил российским ВКС-разработчикам карт-бланш – рост запросов со стороны заказчиков в 3–4 раза, увеличение доходов, поддержку государства. Стала очевидной и проблема отечественного сегмента видеокоммуникаций – отсутствие ВКС как готовой и массовой полнофункциональной услуги. В 2023 году российский ВКС-рынок продолжит рост – в среднем на 30%. Заметно увеличится спрос на «легкие» решения веб-конференций, бесплатные или условно-бесплатные, позволяющие быстро собрать видеоконференцию любому пользователю».
«2022 год показал, что злоумышленники становятся все организованнее, современный ландшафт киберугроз быстро усложняется. Обеспечение информационной безопасности в текущих условиях требует от отечественных поставщиков решений и компаний дополнительных совместных усилий по всем направлениям: от исследовательской работы и ускоренной разработки собственных ИБ-продуктов до перенастройки бизнес-процессов с точки зрения управления киберрисками. Уже сегодня при проектировании ИБ-системы надо учитывать появление новых типов угроз, к которым можно уверенно отнести использование искусственного интеллекта и квантовых технологий в преступных целях».
«В плане экспорта российским разработчикам нужно ориентироваться на наиболее перспективные технологии: прикладные решения с использованием искусственного интеллекта, кибербезопасность, облачные сервисы. В области прикладных решений сосредоточен опережающий рост в 9,3% при общем росте сектора в 2,4%. При консервативном сценарии Ближний Восток, Африка, Азия, Латинская Америка (потенциальный рынок для российского ПО и услуг) составляют 15% от общемирового объема, что весьма перспективно. У российских игроков есть возможность проявить себя в нише платформенного ПО для решений промышленного ИИ (на глобальных рынках общий рост этого сегмента составил более 30%). Объединение существующих наработок, опыта и системная поддержка от государства создают для этого опережающий темп».
«Первый важный тренд связан с переосмыслением целей и порядка реализации импортозамещения ПО. Произошло понимание того, что невозможно и не нужно проводить тотальное замещение импортного ПО. Нужно выстраивать приоритеты импортозамещения ПО на конкретных объектах, иметь возможность поддерживать существующие системы и параллельно строить замещающие стеки ПО, создавая конвергентную среду, которая со временем будет переходить на российские решения. Нам необходим плавный переход. Второй тренд – консолидация сообщества ИТ-компаний для выстраивания комплексных решений импортозамещения ПО. Формирование комплексных решений и сообществ взаимодействующих компаний должно быть направлено не только на замещение импортных платформ, но и на обязательное продвижение этих решений на глобальный «рынок большинства».
Следующий тренд — это экспорт. Благодаря потребности дружественных стран в достижении технологического суверенитета в области ИТ по примеру России, наша индустрия способна занять 15% мирового рынка ПО и услуг по его разработке. Экспорт ИТ может занять самую большую долю мирового рынка среди всех российских экспортных отраслей. Возможность достичь новые рынки лежит в продвижении платформенных решений нового технологического уклада. Эти платформы должны базироваться на достижении альтернативного уровня информационной и кибербезопасности, используя квантовую криптографию и постквантовое шифрование, применение искусственного интеллекта. Необходимо менять и модель ведения бизнеса в дружественных странах, предлагая партнерам обучение работе с нашими платформами и вовлекая их в процесс поддержки и развития платформ».