Изоляция Рунета: закон принят. А что дальше?

08 May 2019

Владимир Путин подписал закон о «суверенном Рунете». Но многие его называют по-другому — законом об изоляции Рунета. Затраты на реализацию закона сейчас предварительно оцениваются в 20-30 млрд рублей. Возможно ли это — отключить в нашей стране интернет, станет ли у нас, как в Китае, и будут ли работать блокировки? Мы постарались ответить на эти вопросы.

По задумке, если кто-то решит атаковать, ограничить или отключить российский сегмент интернета, то Роскомнадзор возьмет централизованное управление на себя. Ведомство будет фильтровать весь интернет-трафик через специальные системы блокировки, которые будут бесплатно розданы операторам связи. Последние должны будут выполнять прямые указания Роскомнадзора, в частности, соблюдать правила маршрутизации трафика, фактически замыкая его внутри страны.

Однако сейчас перечень потенциальных угроз не составлен. Также непонятно, кто будет нести ответственность за сбои, так как в документе говорится, что «системы фильтрации трафика могут давать сбои, которые повлекут за собой проблемы с доступом к интернету в России». При этом там указано, что интернет-провайдеры смогут предъявлять претензии к Роскомнадзору из-за сбоев в работе, но никого к ответственности за это — в том числе разработчиков технологий, операторов связи или Роскомнадзор — привлечь нельзя. 

«Сейчас хотят ввести упрощенный пакет блокировок, а с 2021 года планируется перевод всей инфраструктуры на отечественное программное обеспечение. Объективно никто не знает, что произойдет 1 ноября 2019 года (начало работы закона — прим. ред.), ни тем более 1 ноября 2021 года (начнет действовать положение о национальной системе доменных имен — прим. ред.). Я думаю, что такая структура, как Роскомнадзор, станет закручивать гайки», — говорит технический директор компании sibedge Всеволод Мороцкий.

Компания sibedge является членом одной из крупнейших в РФ ассоциации производителей программного обеспечения Russoft. Была основана в 2007 году и имеет представительство в Сан-Франциско.

«Бизнесу надо будет готовиться к переходу на национальные data-центры, национальные системы шифрования, национальные cloud solutions (облачные решения). Например, компания Mail.ru. Мы с ними сотрудничаем в ряде проектов. У нее свой проект на базе private cloud — MCS. Возможно, они делают все под новый закон», — говорит Всеволод Мороцкий.

По его словам, сейчас отключить интернет технически сложно. Ближайший сосед Китай, где действует The Great Firewall of China (неофициальное название «Великий китайский файрвол»), вкладывает миллиарды в поддержание этой сети.

«Создано целое подразделение, армия разработчиков, армия людей, которая занимается систематическим мониторингом, чтобы поддерживать некую цензуру в стране. У них даже есть собственная мобильная сеть WeChat, как ее называют в Европе. А сейчас в России точек выхода, точек соприкосновения с глобальным интернетом очень много. Нет единственного кабеля, который можно перерезать. Объективно на это понадобятся многомиллиардные затраты. Они хотят сделать DPI – deep packet inspection. Это, условно говоря, глубокая инспекция пакетов», — рассказывает Всеволод Мороцкий.

Можете себе представить, у вас в кране течет вода, а теперь вы сделали насадку, которая уменьшает поток воды в десятки раз. Естественно, у вас будет воды меньше течь. Где-то будет ржаветь, нужно будет смазывать, подкручивать. Если вы поставили эту насадку, то давление на вашем водопроводе вырастет и нужно будет думать, чтобы в другом месте где-то не побежало. Я говорю образно и абстрактно, но идея именно в этом. Если вы ставите оборудование, которое занимается фильтрацией пакетов на промышленном уровне, а в стране живет 150 млн человек, то надо подходить к этому осмысленно. В идеале — иметь собственного производителя «железа», например, маршрутизаторов и прочего, чего у России, к сожалению, нет, — продолжает он.
 
Приложение WeChat разработала китайская компания Tencent. Сначала оно дублировало интерфейс и функции заблокированного WhatsApp. Сейчас его можно использовать не только для звонков и обмена сообщениями, но и для оплаты онлайн-покупок и игр. Здесь также есть развлекательная функция записи сообщения, которое потом отправится неизвестному человеку.

Технический директор организации Роскомсвобода (общественная организация, деятельность которой направлена на противодействие цензуре в интернете, а также пропаганду идей свободы информации и саморегуляции интернет-отрасли — прим. ред.) Станислав Шакиров также проводит параллели с китайской моделью интернета. Однако, по его мнению, сейчас все усилия властей направлены на то, чтобы максимально «отгородить информацию», которая может побудить людей к протестным действиям, и пресекать возможность коммуникации в соцсетях.

Так что, скорее, наблюдается именно этот тренд, чем движение в сторону китайской модели интернета. Хотя бы по той причине, что особенность интернета в Китае состоит не просто в его сильной зарегулированности. Там есть своя экосистема, и их интернет достаточно гармоничен, несмотря на цензуру, препятствующую развитию отрасли. Там много денег, китайские бизнесмены с охотой вкладывают средства в национальные стартапы и прочее. В России ничего этого нет, — говорит Шакиров.

Специалисты отмечают, что при желании и при достаточном финансировании можно будет обходить блокировки Роскомнадзора. Однако использование VPN не будет являться 100 % эффективным способом.

Обходы через VPN-провайдеров эффективны, но до тех пор, пока скоуп адресов VPN-провайдера не попадет в черные списки Роскомнадзора. Проще говоря, если определенные vpn-ноды с определенными подсетями будут интенсивно использоваться гражданами и Роскомнадзор будет видеть большой трафик, идущий с этих подсетей, это лишь вопрос времени, когда подсеть будет заблокирована. Помните, когда Роскомнадзор только начал бороться с Telegram, были новости о том, что куча подсетей были заблокированы. И досталось, в том числе, клиентам сервисов Amazon, Google и т. д., которые тоже попали под блокировки. А многие российские IT-компании, в том числе, также сидят на этих облачных решениях от Amazon и Google, соответственно, часть подсеток оказалась отрезанной, — рассказывает Всеволод Мороцкий. — Павел Дуров довольно успешно обходит блокировки Telegram, но Павел Дуров, который на ICO поднял несколько миллиардов евро под свой мессенджер, тратит немалые суммы на обход блокировок. Это бесконечная борьба.

Сейчас непонятно, будут ли работать в России иностранные сайты, когда Роскомнадзор решит вводить «чрезвычайное положение» и перевести Рунет на внутреннюю инфраструктуру. Также не ясно, кто будет производить оборудование для создания суверенного интернета, сколько будет стоить обслуживание этих технологий, а также будут ли финансироваться новые игроки рынка, которые решат начать работу на рынке интернет-провайдеров. Вероятно, инициатива приведет к появлению большой госмонополии на интернет.

Многие эксперты критиковали подписанный в начале мая документ за дополнительную фильтрацию трафика — она может сильно снизить скорость интернета в России, что сделает практически невозможным интернет вещей в стране.

Source
Related news
Game software working group to be established in Russia — expert
Sberbank has no critical dependencies on Western suppliers — CEO
Number of Russia’s IT industry employees rises by 12% in 2022