English

Экспорт российских ИКТ - один из главных приоритетов для развития ИТ-отрасли в условиях санкций

1 июня в рамках конференции ЦИПР состоялась экспертная сессия «Экспорт российских ИКТ», организованная НП РУССОФТ. Модератором сессии стал Валентин Макаров, президент РУССОФТ.

Изменения, произошедшие в мире после начала специальной военной операции, кардинально трансформировали ландшафт ИТ-рынка и создали предпосылки для завоевания российской ИТ-индустрией лидирующих позиций на дружественных рынках, к тому же на формирующихся рынках 6-го Технологического уклада.

Поддержка экспорта программного обеспечения, услуг программной инженерии и программно-аппаратных платформ должна стать стратегическим приоритетом господдержки развития индустрии. До сих пор на пути экспортной деятельности в сфере ИТ существуют многочисленные барьеры, которые созданы как недружественными странами в виде антироссийских санкций, так и существующим регулированием разных аспектов экспортной деятельности в России.

Какие проблемы существуют у экспортеров, какие меры поддержки сейчас требуются ИТ компаниям, и что государство может сделать для поддержки и стимулирования экспорта – обсудили участники экспертной сессии.

По итогам сессии будет выработана резолюция, где ИТ компании отметят необходимые меры поддержки экспорта. Резолюцию представят на ИТ-завтраке РУССОФТ в рамках ПМЭФ 18 июня.

Валентин Макаров, президент ИТ-ассоциации «РУССОФТ», отметил, что в текущих условиях российские разработчики вынуждены существенно менять географию маркетинга и обращаться в развивающиеся страны, которые открыты для партнерства:

«В связи с антироссийскими санкциями в 2022 г. значительно сократится экспорт ПО и услуг по его разработке в США и другие недружественные страны. Из-за отказа клиентов от работы с Россией мы можем недосчитаться 50% экспорта, а это порядка 300 млрд. рублей. Ни рост импортозамещения, ни средства фонда РФРИТ не смогут компенсировать эти потери, а значит для сохранения ИТ-специалистов в России необходимо принять активные меры для стимулирования перевода части продаж ИТ-индустрии на рынки развивающихся стран. Для начала нужно изменить отношение к экспорту ИТ.

Спецоперация привела к поляризации мира. Развивающиеся страны оценили независимость российских ИТ-решений и стремление России к цифровому суверенитету и осознали, что западные вендоры контролируют их информационные потоки, к тому же могут внезапно перестать исполнять свои обязательства. Особенно важно то, что развивающиеся страны нуждаются исключительно в Платформенных решениях, включающих не только системное и прикладное ПО, но это и «железо», которое мы производим в России и которое является основой инфраструктуры А значит экспорт платформенных решений означает поддержку развития производства программно-аппаратных комплексов.

Экспортируя платформенные решения в развивающиеся страны (а это 40 % мирового ИТ-рынка), мы создаем технологическую связанность этих стран с Россией на долгие годы, обеспечиваем подготовку инженерных школ и поколений пользователей, обеспечивающих поддержку внедрения продукта, и тем самым создаем критическую инфраструктуру страны на базе российских ИТ технологий. Так мы будем формировать Новый технологический уклад в развивающихся странах на базе российских решений».

О том, как изменилась практика и политика экспорта у российского ИТ-бизнеса, и какие альтернативы ИТ компании видят в развивающихся странах, рассказали представители крупнейших компаний-экспортеров.

Андрей Шастин, директор по развитию бизнеса в области медицинского и встраиваемого ПО компании Auriga, сообщил, что несмотря на то, что разговоры о развитии сотрудничества с крупными западными компаниями приостановлены, средние компании и стартапы, которые в меньшей степени зависят от политической коньюнктуры и нуждаются в оперативной поддержке, все еще готовы работать.

Тем не менее, необходимы перемены: «Рынок аутсорсинга уже долгое время требовал трансформации коммерческого предложения в сторону разработкисобственных программных решений. Настало время отказа от прошлых привычек. Перспективы развивающихся рынков действительно широкие, но важно учитывать их технологическую и культурную специфику — меньшее количество R&D центров, иную логику планирования бюджетов.

В то время, как западный бизнес стремится минимизировать риски, приходится задумываться о том, что можно сделать для минимизации зависимости этих компаний от российских при экспорте. Как вариант, мы можем продавать «полуфабрикаты» кода (части функциональных пакетов), это позволит западным компаниям сократить сроки создания ПО и при этом считать код своим.

Что касается релокации, то она идет медленно и теряет привлекательность. Много бытовых и социальных вопросов, которые переехавшие сотрудники должны решать сами. По нашему опыту релоцироваться желают менее 30 %. Поэтому риск потери инженерных талантов, возможно, и преувеличен».

Лев Матвеев, председатель совета директоров «СёрчИнформ», поддержал развитие платформенных решений и предоставление комплекса разработок клиентам, но возможным это станет только при полной и конструктивной поддержке со стороны всех уровней государственной власти и государственных представительств в странах-партнерах:

«Нам важно менять отношение к отрасли внутри страны, ведь ИТ круче нефти. Необходима помощь министерств, торговых представительств, послов. С этой целью и была создана инициатива цифровых атташе, однако пока конкретики и дельных действий по поддержке компаний за этим не последовало. Люди, которые будут представлять интересы российского ИТ в странах присутствия, должны четко знать сильные и слабые стороны наших разработок, понимать их конкурентные особенности и быть заинтересованными в эффективности собственной работы. Поэтому важно мотивировать цифровых атташе, например, давать им процент от сделки, вводить KPI».

Дмитрий Дырмовский, генеральный директор группы компаний ЦРТ, обозначил важность развития экспорта и выработки новых механизмов партнерства и продвижения:

«Страны Латинской Америки, APAC и MENA традиционно формировали спрос на российские AI-решения и такой спрос растет — в 2021 году экспортная выручка группы ЦРТ выросла в 5,6 раз по сравнению с прошлым годом. Катализатором стал запрос этих регионов на импортонезависимость и цифровой суверенитет. Экспорт российских, доказавших эффективность AI-решений и платформ позволяет с одной стороны удовлетворить такой запрос, а с другой – дает возможность стабилизировать ситуацию на IT-рынке, поддержать и замотивировать лучшие кадры возможностью участия в масштабных, глобально знаковых проектах. 

Важный фактор проектного подхода в регионах LATAM, APAC и MENA – наличие механизмом финансирования, и здесь важна синергия ведущих IT-компаний-экспортеров и усиление государственных механизмов поддержки экспорта. Также может помочь развитие инициативы цифровых атташе. Ведущие разработчики могут внести серьезный вклад в развитие инициативы, так эксперты группы ЦРТ могут делиться экспертизой в области искусственного интеллекта, а также реальным опытом экспорта высокотехнологичных продуктов».

Александр Гутин, директор по маркетингу ГК «Астра», сказал, что текущая ситуация – это не только вызов, как принято думать, но и огромная возможность развития:

«Сейчас особенно востребованы на внутреннем и международном рынках решения, построенные по инфраструктурному платформенному принципу. В ситуации, когда заказчики третьих стран не могут быть уверены в надежности и поддержке западных вендоров, именно платформенный подход, обеспечивающий непрерывностью бизнес-процессов компании, может стать ключевым преимуществом российского ИТ на международной арене».

Александр также отметил необходимость льготного кредитования западных заказчиков, ведь российские продукты и услуги, особенно если их приобретать в комплексе, потребуют серьёзных финансовых затрат.

На тему помощи в развитии экспорта ИТ-решений выступили представители институтов поддержки экспорта: РФРИТ, РЭЦ и МЭЦ.

Алексей Мудраков, руководитель проекта по клиентской работе «РЭЦ», рассказал, что РЭЦ планирует выходить на новые рынки, а также расширять список своих представительств в разных странах.

Алексей отметил, что ИТ компании должны продолжать рассказывать о своих потребностях государству, тогда и центры поддержки будут обладать ресурсами в большем масштабе. Важно, чтобы Минцифры России и Минпромторг РФ вырабатывали межведомственную политику по развитию ИТ, которой все будут следовать.

Виталий Степанов, генеральный директор «МЭЦ», рассказал про инструменты поддержки ИТ компаний, предоставляемые МЭЦ, отметил, что даже точечные запросы ИТ компаний МЭЦ готов отрабатывать.

Максим Киселев, директор департамента стратегического развития и проектной деятельности «РФРИТ», отметил, что институт цифровых атташе активно развивается. Сейчас на эти должности проходят отбор более 600 кандидатов. Для выбранных специалистов будет доступно дополнительное обучение, стажировки как в институтах развития, так и в ИТ компаниях.

Цифровыми атташе станут представители при торгпредствах, и их KPI будет зависеть от удовлетворенности компаний и продаж контрактов при их содействии. Они станут единой точкой входа для ИТ-компаний, будут предоставлять аналитику, маркетинговую и правовую поддержку на базе РФРИТ.

Валентин Макаров, президент РУССОФТ, отметил, что сейчас существуют возможности по развитию экспорта, которые почти не требуют затрат со стороны государства:

  1. Нужно использовать средства фонда Росинфокоминвест, которые после закрытия подвисли в воздухе, они должны перейти в РФРИТ и быть направлены на зарубежный маркетинг российской ИТ-индустрии.
  2. Важно начать применять альтернативные цифровые и независящие от доллара цифровые платежные системы для обеспечения транзакций бизнеса по импортно-экспортным операциям.
  3. Нужно добиться упрощения получения разрешений российских регуляторов на экспорт критических ИТ-систем, стимулировать экспорт критических информационных инфраструктуры и технологий информационной безопасности.
  4. Поддержка экспорта ИТ должна стать приоритетом для РЭЦ, чтобы обеспечить ИТ-экспорт набором его финансовых и нефинансовых мер поддержки.

По итогам сессии эксперты от ИТ компаний отметили, что необходима поддержка бизнес-миссий, должен быть предусмотрен механизм материального стимулирования цифровых атташе и торпредов, чтобы те максимально содействовали заключению сделок и контрактов, нужно выделять деньги на PR и маркетинг российских ИТ-продуктов и услуг за рубежом.

Для статуса цифрового атташе также важно, чтобы у него были полномочия, а для эффективной работы на рынке – имя и репутация в деловых кругах выбранного региона. ИТ компании также высказали пожелания, чтобы в конкурсную комиссию по выбору цифровых атташе вошли представители ИТ-сообщества. Также эксперты отметили необходимость актуальной информации о состоянии рынка в каждом конкретном выбранном регионе экспорта.

С учетом изменения глобального контекста для экспорта российских ИТ-продуктов и услуг важно, чтобы меры поддержки максимально быстро трансформировались под изменившийся мир. Сейчас нужно использовать максимум потенциала российских компаний в появившемся окне возможностей.

Новости по теме
На Пресс-конференции РУССОФТ обсудили итоги и перспективы ИТ-отрасли в новых геополитических реалиях
РУССОФТ провел вебинар «Юридические ИТ-итоги 2023»
«ИТ-Форум РУССОФТ. Кадры 2023»: как выглядит будущее ИТ-образования в России?