8 января Валентин Макаров, президент РУССОФТ, стал гостем программы «Внешний контур» на «Вести ФМ», ведущим которой является Иван Стародубцев, известный специалист по Турции, представитель РУССОФТ по Турции, директор по развитию Zecurion в странах МЕТА (Ближний Восток, Турция, Африка).
Эксперты в рамках эфира обсудили приоритеты развития российской индустрии ПО на внутреннем рынке и за рубежом, особенности перехода к Новому технологическому укладу, состояние и перспективы развития международного сотрудничества в рамках председательства России в Саммите БРИКС в 2024.
Валентин Макаров поделился историей создания РУССОФТ и сферами текущей деятельности Ассоциации:
«25 лет назад, когда формировалась наша Ассоциация, мы ориентировались прежде всего на мировой рынок. И до сих пор продвигаем интересы наших компаний и всей российской индустрии в качестве одного из лидеров Нового технологического уклада в «дружественных» России странах. И если раньше мы говорили об экспорте ИТ в рамках уже сформированных мировых рынков, то теперь речь идет о стратегическом сотрудничестве, когда мы вместе с нашими партнерами создаем новые рынки, строим новую экономику, формируем Новый технологический уклад».
Одной из центральных тем дискуссии стала финансовая сфера, претерпевающая критические изменения в связи с санкциями:
«Последний пакет Американских санкций против России сильно ударил по банковской сфере, так как дал основание принимать меры против не только компаний, но и банков, замеченных в транзакциях с Россией. В связи с этим еще актуальнее становится вопрос создания альтернативной международной финансовой системы на основе цифровых финансовых активов, концепцию которой как раз сегодня на международной выставке-форуме «Россия» презентовал Севастополь», — сообщил Иван Стародубцев.
Эту тему поддержал и Валентин Макаров, отметив важность применения экспериментального правового режима для ускоренной отработки и внедрения новых технологий для обеспечения технологического лидерства России:
«Искусственный интеллект как одна из главных технологий Нового технологического уклада, будет задействован во всех секторах экономики, государственного управления и социальной жизни. Не может быть так, что вся экономика использует новые технологии, а финансовый сектор остается в предыдущем технологическом укладе, поэтому необходимо переходить к построению новой международной финансовой и платежной системы, отличной от текущей, созданной по Бреттон-Вудским соглашениям в 1944 году. Санкционные ограничения против России и Китая объективно резко ускоряют необходимость внедрения этих изменений. Российская математическая школа и система высшего образования достаточно сильны, что наши специалисты возглавили этот процесс.
Процесс перехода к цифровым финансовым активам и к новой международной финансовой системе стран БРИКС неизбежен, поэтому нашему государству и нашим разработчикам необходимо действовать сообща, чтобы возглавить этот процесс. В России ЦБ установил экспериментальный правовой режим для ряда пилотных внедрений технологий. Уже более 10 компаний имеют лицензии ЦБ на выпуск цифровых финансовых активов. Но это локальные меры, никак не затрагивающие тему создания международной финансовой системы стран БРИКС+. Поэтому чрезвычайно важно ускорить внедрение зон с экспериментальными правовыми режимами, снижая в них ограничения на проведение международных транзакций и вовлекая страны БРИКС+ в отработку в этих зонах концепции компонентов новой международной финансовой системы».
Потенциал внутреннего рынка России в условиях продолжающегося импортозамещения неоспоримо высок. Но значит ли это, что приоритет замещения импорта останется неизменным и не придет к насыщению в течение 3-5 лет? Неужели даже на фоне этого процесса нет необходимости работать на внешних рынках? По мнению экспертов, это совершенно не так, а Валентин Макаров назвал данную стратегию ущербной для развития:
«В 2024 году Россия примет председательство в БРИКС, что выведет партнерство наших стран на новый уровень. Лидеры России, Китая и Индии согласны, что если мы будем развиваться синхронно вместе и создавая «сообщество с единой судьбой», то добьемся больших высот, отойдя от приоритета прибыли как главного критерия успеха капиталистического строя, в том числе в технологической сфере. И в этом направлении Россия уникальна, ведь обладает «геном технологического суверенитета», что доказала в 2022-2023 годах, отразив кибератаки на критическую инфраструктуру и обеспечив работоспособность ИТ-систем в условиях санкций.
Поэтому с нашей стороны было бы стратегически неверно отказываться от открывшихся экспортных возможностей. Да и внутреннего рынка не хватит, чтобы довести технологии до необходимого уровня, обеспечивающего мировое лидерство — не хватит ни рабочей силы, ни размера рынка. Конкуренция заставляет двигаться! Поэтому важно поддерживать на государственном уровне экспорт ИТ, для чего развивать диалог между организованным бизнесом и государством. В решение вопроса выделения средств на поддержку экспорта ИТ вовлечено несколько органов государственной власти, и только посредством диалога ИТ-ассоциаций и государственных органов возможно доносить и отстаивать позицию индустрии».
Иван Стародубцев уточнил, означает ли переход председательства в БРИКС к России, что именно сейчас на нас ложится миссия инициировать стратегическое партнерство и партнерские проекты, выдвигая себя в качестве лидера? Валентин Макаров считает важным не определять единого лидера, а развивать кооперацию:
«Предложением прямого экспорта мы не сможем захватить ИТ-рынок «Глобального Юга» с 7 млрд населения. Да нас и не пустят к критической информационной инфраструктуре ни Индия, ни Китай. В свое время все страны БРИКС совершили ошибку, покупая, как тогда казалось, лучшее в мире американское ПО. Сейчас же пришло понимание необходимости быть независимыми от других стран, имея свои критические технологии и выстраивая на них суверенную критическую инфраструктуру. Тем не менее, выстраивая «сообщество с единой судьбой» важно продвигать общие стандарты и протоколы обмена, создавая распределенную инфраструктуру обеспечения кибербезопасности, на базе которой мы можем развивать общие трансграничные системы — в том числе, международную финансовую систему, применяя ИИ и создавая кибер-физические системы, без которых развитие технологий в будущем невозможно.
В ряде сегментов ПО Россия очень сильна, поэтому может предлагать свои решения на уровне БРИКС для обсуждения в рамках мероприятий своего председательства на Саммите БРИКС. Так наши разработчики получат рынок для развития своих решений, а партнеры смогут не только принять российские технологии, но и поделиться своими».
В конце встречи Валентин Макаров затронул и тему кадров, которую совсем недавно РУССОФТ обсудил на собственном мероприятии — «ИТ-Форуме РУССОФТ. Кадры 2023»:
«Дефицит кадров остается острым вопросом для индустрии, несмотря на то, что многие ИТ-специалисты, поддавшись панике начала СВО, возвращаются в страну. С таким уровнем дефицита кадров мы не сможем решить описанные выше грандиозные задачи лидерства в Новом технологическом укладе. Скорее всего, нам нужно сконцентрироваться на подготовке постановщиков задач и архитекторов систем, благо это позволяет сделать уровень подготовки наших специалистов – нам нужно развивать нового российского Левшу. А для формирования всей кадровой пирамиды ИТ-специалистов — задействовать дружественные страны, обеспечивая развитие там соответствующей системы образования».