Специалист-эксперт стамбульского отделения торгового представительства России в Турции Дария Матренкина 13 февраля на экспертной сессии «Открывая цифровую Турцию», организатором которой выступила АНО «Цифровая экономика», назвала телекоммуникации, логистику и управление цепочками поставок, планирование ресурсов предприятия (ERP), электронную коммерцию, технологии розничной торговли, облачные вычисления, кибербезопасность и искусственный интеллект (ИИ) наиболее перспективными областями ИТ-решений для их экспорта в Турцию.
«Несмотря на экономические проблемы, такие как высокая инфляция и волатильность валют, общий прогноз развития остается позитивным. Существует множество возможностей для бизнеса и инвесторов. Постоянные инвестиции в инфраструктуру, 5G и развитие интернета являются одними из самых перспективных направлений, связанных со сбором, анализом и передачей данных. Внедрение этих технологий особенно активно в секторе малого и среднего бизнеса — в Турции этот сектор развивается гораздо быстрее, чем крупные предприятия», — рассказала Дария Матренкина.
По ее словам, электронная коммерция остается устойчивой. «Несмотря на проблемы с кибербезопасностью и экономический спад, по прогнозам, к концу 2025 г. доля экспорта e-com из Турции должна составить более $9 млрд», — добавила Дария Матренкина.
Также Дария Матренкина отметила, что важнейшим этапом экспорта российских ИТ-решений в Турцию является локализация продукции.
Консультант по экспорту и международному маркетингу Лениза Мухаметзянова объяснила, что локализация продукта включает не только технические аспекты, такие как кастомизация бизнес-процессов и локализация интерфейсов программного обеспечения, но и культурную адаптацию.
По словам Ленизы Мухаметзяновой, одним из эффективных способов выхода на рынок Турции является подход White label — продажа российских технологий турецкой стороне под «белой этикеткой» с последующей их продажей под турецким брендом. «Так как продукция будет произведена в Турции, это позволяет не только кастомизировать оборудование, но и избежать налоговых обязательств», — объясняет она.
Еще одно перспективное направление, по словам Ленизы Мухаметзяновой, — резидентство в экономической зоне. «В Турции действует 89 технопарков и еще 13 строятся. Некоторые технопарки предлагают программы поддержки. Например, в 2024 г. две компании из Москвы получили поддержку, которая включает аналитику и помощь в сборе данных», — рассказала Лениза Мухаметзянова.
«Третий вариант — создание совместного предприятия с местным партнером. Это локализация производства или открытие офисов поддержки. Четвертый, самый популярный и относительно легкий в плане реализации, но не в плане сроков способ — это поиск местного партнера, вендора, и организация прямых продаж через него», — заключила Лениза Мухаметзянова.
Представитель ассоциации «Руссофт» в Турции и директор по развитию АО «СекьюрИТ» (ИБ-компания Zecurion) Иван Стародубцев сообщил, что уровень цифровизации малого, среднего и крупного бизнеса в Турции еще очень низок и нуждается в улучшении, особенно в области цифровой осведомленности, ИИ и других технологий.
Из негативных моментов он отметил, что присутствие российского бизнеса в Турции остается ограниченным: «Основной фактор, влияющий на это, — специальная военная операция. Второй фактор — административные причины: волна 2022 г. не была подхвачена, и перенастройка бизнеса на зарубежную работу оказалась не готова».
По его словам, к приходу российских компаний была не готова и Турция: «2023-2024 гг. стали годами упущенных возможностей, которые упустила не только Россия, но и Турция. Был высокий запрос со стороны России, но теперь его нет, и присутствует разочарование, вызванное как курсовыми колебаниями, так и неверными стартовыми оценками, — отметил Иван Стародубцев. — Политические причины также играют роль. Давление западных вендоров мешает российскому бизнесу занять нишу. Компании, готовые работать, сталкиваются с тем, что успех не приходит быстро».
По словам Ивана Стародубцева, активно работают на турецком рынке такие компании, как «1С», «Лаборатория Касперского», Zecurion и «Яндекс», который сначала уходил, а затем вернулся.
«Российские ИТ-компании, желающие работать на турецком рынке, должны ориентироваться на долгосрочную перспективу, поскольку быстрый успех здесь невозможен», — добавил Иван Стародубцев.
По его словам, одним из факторов успеха работы на турецком рынке является удачная коммуникация с партнерами и тот факт, что на первой линии сервиса должны работать только турки с турками. «Отдельно стоит отметить неумелость, проявленную российским бизнесом в 2022 г. в области кросс-культурных коммуникаций. У нас крайне мало подготовленных людей, умеющих вести переговоры в Турции, что приводит к отрицательным результатам», — заключил Иван Стародубцев.
Представитель федерации ИТ-разработчиков Турции Tuyafed в России Махони Карабога тоже считает, что без местных партнеров российским ИТ-компаниям не обойтись. Он привел в пример компанию «1С», у которой есть платформа, стандартные конфигурации и модули, а также партнеры, покупающие лицензии у 1С: «Задача партнера — продать эту лицензию либо с продуктами «1С», либо с его продуктами. Так, модель White label может стать перспективным инструментом в этой ситуации».
По словам Махони Карабоги, работа российских компаний более структурирована, но действия могут быть медленными, поэтому комбинация структурной работы с проактивно действующим партнером из Турции будет эффективной.
Проще собрать оборудование на месте, чем получать для него европейскую сертификацию
Представитель Российского экспортного центра в Турции Тимур Сафин отметил, что более половины товаров в Турции производятся на основе импорта: предприятия завозят полуфабрикаты и поставляют готовую продукцию с высокой добавленной стоимостью.
«У Турции заключено множество соглашений о свободной торговле, что снижает или устраняет основные пошлины на импорт из этих стран. Однако периодически вводятся дополнительные импортные пошлины до 10% сверх основных 8%», — рассказал Тимур Сафин.
По его словам, Турция тесно связана с Европейским союзом, поэтому техника, такая как видеокамеры и домофоны, должна пройти европейскую сертификацию. Как отметил Тимур Сафин, европейские страны часто отказывают в сертификации оборудования российским компаниям, но есть выход — привозить оборудование частями и собирать его на территории страны.