English

Жить софтверным компаниям в России стало веселее

03 сентября 2021
Соф­твер­ные ком­па­нии ста­ли чуть луч­ше оце­нивать ус­ло­вия ве­дения биз­не­са в Рос­сии. Сред­ний балл по всем па­рамет­рам, ха­рак­те­ризую­щим ус­ло­вия ве­дения биз­не­са, по­высил­ся в 2021 г. до 2,91 (по пя­тибалль­ной шка­ле), тог­да как пре­дыду­щие че­тыре го­да сос­тавлял 2,86. Дан­ный по­каза­тель рас­счи­тывает­ся по оцен­кам соф­твер­ных ком­па­ний, ко­торые оп­ро­сила ас­со­циа­ция «РУССОФТ».

В ассоциации «РУССОФТ» отметили, что повышение произошло, несмотря на обострившуюся за год проблему дефицита кадров и пандемию, которая чаще негативно влияла на софтверный бизнес, чем позитивно.

За прошедшие 10 лет оценка условий ведения бизнеса выросла с 2,58 в 2011 г. до 2,91 в 2021 г. При этом ее снижение наблюдалось только в 2016 г., что оказалось реакцией на экономический кризис 2015 г. Если рассматривать оценку условий по отдельным параметрам за пять последних лет и пять предыдущих (так нивелируются случайные колебания), то улучшение в оценке условий ведения бизнеса не отмечено только в сфере «Защита прав интеллектуальной собственности». И это тоже понятно, поскольку активная фаза борьбы с пиратством на внутреннем рынке прошла чуть раньше, а впоследствии каких-либо изменений в этой сфере не происходило.

Если судить по оценкам респондентов, то в сравнении с предыдущим годом наибольший прогресс достигнут по таким параметрам, как «Государственная поддержка в сфере ИТ» и «Налоговая система». Существенный подъем произошел и в сфере «Наличие современной инфраструктуры», что, скорее всего, связано с почти отсутствующим ростом ставок на аренду офисных помещений (в долларовом выражении они даже существенно снизились). Многолетние наблюдения определили высокую зависимость изменения стоимости аренды и оценок «Наличие современной инфраструктуры».

Ухудшение оценки параметра «Обеспеченность кадрами и система образования» произошло на фоне рекордного прироста совокупной численности персонала софтверных компаний (что является результатом увеличения в вузах страны количества бюджетных мест по ИТ-специальностям, достигнутого ИТ-индустрией пять-семь лет назад). Неудовлетворенность компаний в 2020 г. связана с тем, что потребность в кадрах выросла еще больше.

В 2021 г. респонденты получили возможность прокомментировать в свободной форме данную ими оценку «Государственной поддержке в сфере ИТ». Этой возможностью воспользовалось 69% опрошенных компаний, что является очень хорошим показателем, если учесть преобладание среди участников исследования небольших предприятий, которым, как правило, сложно давать корректные полноценные оценки государственным органам из-за отсутствия регулярного взаимодействия с ними.

Если структурировать все комментарии, то получится, что чаще всего респонденты упомянули в позитивном ключе «Налоговый маневр» (23,3% респондентов). Еще 4,4% считает, что действия правительства в целом правильные. Стоит отметить, что удовлетворены получением грантов 2,9% респондентов. Это немного, но не все респонденты смогли вспомнить о получении грантов их компаниями. К тому же гранты, в любом случае, могут быть доступны только небольшому кругу компаний. Если посчитать, что грантовая поддержка только начала по-настоящему работать, то почти 3% получивших их компаний является неплохим показателем.

В то же время до идеала еще далеко. 14,1% опрошенных компаний считают, что «льготы — это хорошо, но не всем доступны» или что «для нас нет никакой поддержки». Следует отметить, что подобного недовольства совсем нет со стороны крупных опрошенных компаний, имеющих оборот более 1 млрд руб.

Бюрократию, которая мешает работать и является барьером, упомянули 3,9% респондентов, но затрудняет работу она, конечно, намного большему кругу компаний. Судя по всему, компании привыкли к сложности исполнения существующих процедур и низкая значимость этой проблемы для респондентов связана с тем, что сложность преодоления административных барьеров не имеет явного тренда на увеличение.

Кроме того, стоит отметить, что 1,9% опрошенных руководителей компаний недовольны темпами и характером импортозамещения. Претензий к правительству по поводу решения кадровой проблемы никто в комментариях не высказывал, но можно предположить, что еще не все возможное в этой сфере в последние годы сделано. Резервы для увеличения предложения хорошо подготовленных специалистов существуют, но они еще даже не определены, а потому о том, насколько они велики, можно только гадать.

По словам президента НП «РУССОФТ» Валентина Макарова, рост оценки роли государства явным образом связан с двумя обстоятельствами. «Во-первых, назначение нового правительства во главе с человеком, который уже долгие годы плотно связан с ИТ-сообществом. И в правительстве новый министр, который также хорошо знает индустрию на протяжении многих лет. Во-вторых, пандемия, которая ускорила все процессы цифровой трансформации и дала возможность новому премьеру и новому министру проявить себя в кризисной ситуации. Первые же действия нового правительства в отношении ИТ-отрасли показали, что надежды ИТ-сообщества оправдались — принят первый пакет мер господдержки индустрии, выработанный совместно с отраслевыми ассоциациями и потому объективно соответствующий интересам отрасли. Отсюда и растущая оценка действий правительства», — сказал Валентин Макаров.

По его оценке, пандемия будет продолжаться еще какое-то время, ускоряя процессы трансформации. «Надеюсь, что и премьер с министром останутся на своих местах еще какое-то время. Так что основа для роста показателей качества работы государства остается. Новый тренд правительства на развитие отечественной электроники — тоже отрадное явление. Наконец-то производители софта и железа получат синхронизированные меры поддержки, это должно дать дополнительные результаты в развитии всей ИТ-отрасли, которая объективно и неразрывно включает и то, и другое», — отмечает Валентин Макаров.

По мнению эксперта, самый сложный вопрос — обеспеченность ИТ-отрасли кадрами. «Здесь не обойтись косметическими мерами. Необходимо добиваться диалога и синергии госсистемы школьного, среднетехнического и высшего образования с системой учебных центров частного бизнеса. Создавать налоговые и иные стимулы и снижать административные барьеры для привлечения инвестиций частного ИТ-бизнеса в образование, переподготовку и повышение квалификации ИТ-специалистов — среди разработчиков и среди пользователей ИТ», — сообщил Валентин Макаров.

По его словам, «3» или «3+» — вполне понятный уровень оценки. «Респонденты представляют компании, работающие на мировом рынке. Поэтому они ставят оценки исходя из практики развитых стран. И надо учитывать исторические особенности российского народа. Думаю, что выше оценки «4» мы не получим в любом случае», — говорит Валентин Макаров.

По мнению главного анатика «РУССОФТа» Дмитрия Желвицкого, рост оценки связан прежде всего с «Налоговым маневром». «Но и по другим направлениям есть небольшой, но все-таки прогресс. Например, гранты стали чаще доходить до компаний. Инфраструктура становится более современной, хотя улучшение ее оценки связано прежде всего со снижением расходов на аренду офисов — в долларах она существенная. Понятие «стагнация» относится к экономике и имеет негативное значение. Например, из определения «стагнация»: «Стагнация сопровождается увеличением численности безработных». Ну какая безработица в нашей сфере? Огромный дефицит кадров при приличном росте совокупного штата — на 12%. Оценка 2,86 — не такая плохая. Было четыре года не плохо и не хорошо», — считает Дмитрий Желвицкий.

По его оценке, большой рост крайне маловероятен. «Бизнес всегда критично относится к условиям работы и будет так относиться. Даже если они достаточно хороши. Либо компании привыкнут к новым условиям — уже не будут их оценивать так хорошо, как при введении новых льгот, — либо возникнут проблемы с администрированием. В некоторых регионах уже начали принуждать компании отказываться от льгот — если не откажутся, то замучают проверками. Инициатива местных инспекций ФНС. Пока все-таки немасштабное явление. О новых случаях летом не слышно было. Большая часть проверок будет в начале года. Дефицит кадров вряд ли станет меньше. Скорее всего проблема в 2021 г. стоит даже острее, чем в 2020 г. Спрос растет намного больше, чем предложение. И предложение просто невозможно резко увеличить — столько молодых людей нет, чтобы увеличить подготовку в вузах. Нужно больше рожать, но потом еще вырастить лет 20-25», — подчеркивает Дмитрий Желвицкий.

«Вряд ли будет значительно расти оценка какого-то параметра. Ухудшится может «Обеспеченность кадров и системы образования» в силу ситуации на рынке труда. В ближайшие месяцы будут мероприятия, посвященные решению кадровой проблемы. Будем обсуждать, как ее решить. И предлагать правительству. Но сейчас понятно, что кардинально и быстро ничего изменить нельзя. Проблема глобальная — дефицит есть во всем мире. Не исключено, что «Наличие современной инфраструктуры» оцениваться будет лучше. Компании стали намного меньше зависеть от стоимости аренды офисов. Но и инфраструктура становится лучше. Вот запустят 5G. Под это потребуется много новых решений — IoT, умный город. Но скорее всего, не в следующем году будет эффект», — говорит Дмитрий Желвицкий.

Он считает, что с учетом того, что кадровую проблему в обозримом будущем никак не решить, а она для софтверной сферы ключевая (70% идет на ЗП), а также того, что бизнес традиционно критично относится к условиям для бизнеса (поныть — это нормально), то «3 балла» будет хорошей оценкой. По его словам, любой небольшой прогресс от достигнутой величины будет прекрасным результатом. «Возможно, в следующем году разделим оценки тех условий, которые зависят от правительства напрямую, и тех, которые не зависят напрямую. Так что и сравнивать тогда будет непросто. Сравнивать с другими странами именно по этой средней оценке невозможно. Просто там не проводится аналогичных опросов. Да и любые межстрановые оценки сложны даже при одинаковых опросах. В том же Китае скажут, что у них все прекрасно — спасибо партии. Они никогда не жалуются. Даже не знают, как это может быть. Где-то, наоборот, представят, что все плохо, хотя не хуже, чем в России. Но есть очевидные вещи при другом анализе. Например, по доступности венчурных инвестиций мы будет какое-то время отставать. В США и Европе просто свободных средств под инвестиции больше — США печатают мировую валюту. Там и грамотных инвесторов больше. Мы намного позже начали этим заниматься. Прогресс есть, но еще догонять и догонять. Даже Китай впереди, потому что рыночная экономика — своеобразная, но рыночная — запущена лет на 10 раньше. Да и в Китае не заморачиваются с теми, кто украл выделенные государством на инновации средства — расстреляют и все», — говорит Дмитрий Желвицкий

Генеральный директор «Ланит-Терком» (члена «РУССОФТа») Вадим Сабашный отметил, что основное, с чем пришлось столкнуться ИТ-отрасли, как и всем остальным отраслям, — это пандемия. «Но, на мой взгляд, она стала стимулом, которого недоставало в последние годы. Изменилась работа с сотрудниками — больше никто не боится удаленки, стало больше доверия и меньше микроменеджмента. Цифровая трансформация общества уже произошла — люди стали больше доверять ИТ-решениям для удаленной работы, а средства командной работы стали использоваться активнее, в том числе за пределами ИТ-отрасли», — сказал Вадим Сабашный.

«Нельзя не отметить налоговый маневр, понижающий страховые взносы, а также ставку налога на прибыль для ИT-компаний. Это однозначно повышает конкурентоспособность отрасли и помогает расти. Если говорить о росте и развитии, то здесь позитивным изменением стала программа грантовой поддержки от Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. Уверен, для многих компаний это может стать колоссальным плацдармом», — подчеркнул генеральный директор ISPsystem (члена «РУССОФТа») Павел Гуральник.

Специалист по маркетингу компании Softline development Александр Стариков считает, что ключевой параметр роста отрасли — обеспеченность кадрами. «Парадоксально, но этот параметр может как увеличиться, так и, наоборот, отрицательно повлиять на динамику роста рынка разработчиков софта. Все дело в том, что текущий неудовлетворенный спрос на ИТ-кадры существует не только среди софтверных компаний. К примеру, банки, в которых инхаус-разработка постепенно вместо исключительно сервисной функции, то есть обслуживания бизнес-блоков, получает статус направления, стратегическая важность которого осознается на уровне членов правлений. Каждая компания, занимающаяся разработкой, должна для себя решить, за счет чего она будет получать ценные кадры в ближайшем будущем. Уровень зарплаты в ИТ — не гарантия защиты от высокой текучки. В долгосрочной перспективе важнее оказываются внутренняя культура компании, сила команды, умение подбирать задачи под конкретного сотрудника и своевременная профилактика выгорания», — сообщил Александр Стариков. При этом, по его оценке, софтверные компании научились компенсировать недостатки необходимых навыков и для вчерашних выпускников профильных вузов за счет проведения внутренних стажировок и внедрения собственных программ обучения. «Наш опыт показывает, что сейчас даже более ценным специалистом может стать не дипломированный программист, а к примеру, недавний стажер с банковским бэкграундом и пониманием бизнес-процессов благодаря профильному образованию и опыту работы в этой сфере», — рассказывает Александр Стариков.

Директор по продуктам и технологиям ГК Т1 Александр Рожков считает, что на рост среднего балла по всем параметрам, характеризующим условия ведения бизнеса, повлияли сразу несколько факторов, основные из которых — переход России на рельсы цифровой экономики и национальные проекты с фокусом на цифровизацию, программа импортозамещения в сфере ИТ и необходимость принятия мер по оптимизации ИТ-бюджетов. По его мнению, рост, скорее всего, будет продолжаться. «Отечественные компании получили хороший стимул для инвестиций в развитие бизнеса в виде инструментов адресной господдержки. Наиболее амбициозные софтверные компании планируют выйти на международные рынки. Игроки софтверного рынка поверили в свои возможности готовить конкурентоспособные программные продукты. Особенно это видно по стремительному росту появляющихся на рынке отечественных ИТ-решений, в том числе в Едином реестре российского ПО», — говорит Александр Рожков.

По его словам, вклад в развитие российской софтверной отрасли внесут выделяемые в отдельные бизнес-единицы подразделения инсорсинговых компаний с фокусом на разработку и цифровизацию. «Многие отраслевые холдинги стали создавать подобные софтверные компании. Предполагается, что большинство таких компаний будут работать на удовлетворение потребностей не только своих холдингов, но и внешних заказчиков. Определенную часть ИТ-рынка уже начинают забирать компании из смежных высокотехнологичных отраслей — облачные провайдеры (SaaS), банки и телеком, а также владельцы цифровых экосистем и маркетплейсов. Темп роста может ускориться, но незначительно. Малый и средний бизнес еще не успел полностью оправиться от «шоковой терапии» прошлого года. И далеко не у всех софтверных компаний есть достаточный оборотный капитал для вложения в адаптацию и динамичное развитие бизнеса, как того требует рынок», — считает Александр Рожков.

Александр Рожков ожидает, что будет улучшаться показатель развития разработки ПО в регионах. «Это связано с тем, что на рынке продолжается тренд консолидации и крупные игроки, в том числе в целях оптимизации операционных расходов, будут перемещать существующие и открывать новые центры разработки ПО именно в регионах. В ближайшие годы будет по-прежнему ощущаться кадровый дефицит. Ведь заложенный за последние два-три года фундамент в виде открытия новых кафедр, цифровых и ИТ-специализаций в вузах проявит себя только через несколько лет», — подчеркнул Александр Рожков.

Источник
Новости по теме
О подготовке ИТ-специалистов на форуме «Профессионалы или кадры»
Необходимы более сложные формы взаимодействия вузов и ИТ-компаний
ИТ-компании предложат Минцифре альтернативный вариант поддержки вузов